www.veloroad.spb.ru    
 

Стили велопоходов
Виды велосипедов
Виды маунтинбайков и их назначение
Виды соревнований по маунтинбайку
Что такое «Группа туристов- байкеров»
Что такое «Клан Свободные Байкеры»
Особенности наших походов

Стили велопоходов

Здесь представлено условное разделение велопоходов, позволяющее сориентироваться в многообразии направлений такого понятия, как Велосипедный Туризм.

"Классический туризм"- это однодневные или многодневные велопоходы в среднем и медленном темпе, предусматривающие эксплуатацию велосипеда в режиме умеренных нагрузок. Этот вид туризма можно также назвать традиционным. Маршруты- самой различной протяженности практически в любом регионе мира, кроме особо сложных. В советское время походы подавляющего большинства велотуристов соответствовали этому типу (по целому ряду причин). Сюда же относятся и категорийные походы 1-2 категории сложности (хотя само понятие "категорийности" очень условно).

"Агрессивный туризм"- это однодневные велопоходы с минимальным багажом в быстром темпе по любым дорогам. Упор делается на скоростное прохождение сложных участков, быстрое передвижение по шоссе и вне дорог. Привалы обычно кратковременные, без костра. К этому виду туризма относятся и двух- трехдневные походы без груза с ночевками на дачах, в гостиницах и пр. Агрессивный туризм самый молодой из всех- он зародился на Западе с появлением горных велосипедов и прижился в среде велотуристов из крупнейших городов России (Санкт- Петербург, Москва, Нижний Новгород и ряд других). Предъявляет повышенные требования к технике и подготовке участников. Маршрут и дорожные условия часто неизвестны, что требует готовности к любым трудностям на пути.

"Спортивный туризм"- это многодневные велопутешествия в автономном режиме с полным походным снаряжением. Упор делается на сложность маршрута, предусматривающего преодоление перевалов, труднопроезжих дорог, лесных троп, бездорожья и пр. Темп движения может быть средний. Немалое значение также имеет удаленность региона от цивилизации ( и Санкт- Петербурга в частности)- нетронутые уголки природы, иные климатические условия, зарубежные страны. Предусматривается осмотр достопримечательностей, интересных в природном или историческом отношении мест. Во времена СССР этот вид туризма был в почете: присваивались звания "мастер спорта" и прочие атрибуты, шла борьба за повышение категорийности и т.д. Сегодня, к счастью, нет необходимости обзаводиться кучей бумаг и проходить стандартные и не всегда интересные маршруты "двоечки", "троечки" и т.д. Поэтому сам термин "спортивный туризм" обретает иной смысл- это действительно сложные многодневные велопоходы по красивейшим уголкам мира.

"Кросс- кантри". Под этим термином я подразумеваю соревнования по MTB в дисциплинах кросс- кантри, икс- кантри, кросс и суперкросс. Все эти дисциплины требуют определенной подготовки участников и соответствующую технику. Фактически- это гонки по пересеченной местности на время от 30 минут до нескольких часов (и даже суток). Максимально возможный темп, безупречное владение техникой езды, высококлассная и надежная материальная часть, грамотная тактика и стратегия гонки, воля к победе. Вот отличительные особенности соревнований по горному велосипеду.


Виды велосипедов

Для того, чтобы открыть для себя мир велосипеда, необходимо знать некоторые несложные азы, которые позволят разложить «по полочкам» все многообразие двухколесной вселенной. Знание базовых основ необходимо в любой сфере жизни- без него весь последующий багаж знаний будет Колоссом на глиняных ногах.
Применительно к велосипедам, начать можно с ознакомления с их видами, существующими сегодня и целями, для которых они предназничены. Итак- виды велосипедов.

Шоссейно- гоночные велосипеды
Предназначены, в основном, для движения по гладкому асфальту, где имеют преимущества благодаря тонким шинам- трубкам. Разбитый асфальт и, тем более, дороги без покрытия сводят на нет все их положительные качества. Такие машины практически не амортизируют неровности дороги, имеют не самую крепкую конструкцию и плохо себя ведут на сложных дорогах, особенно с тяжелым велорюкзаком на багажнике (некоторые маршруты для них просто непроходимы). Трубки часто прокалываются, особенно в дождь или при движении вне шоссе. Установка на шоссейно- гоночный велосипед так называемых клинчерных шин в некоторой степени снимает недостатки трубок, оставляя неизменными остальные отрицательные качества. Заниматься туризмом на таких велосипедах рекомендуется опытным людям или просто ярым фанатам этого вида двухколесников. К этому виду велосипедов относится отечественный "Старт- Шоссе" и ряд других, однако они не идут ни в какое сравнение с хорошими зарубежными моделями. На шоссейно- гоночном велосипеде на гладком асфальте можно длительное время двигаться со скоростью 40 км/ч и даже выше, однако уже зернистый асфальт сразу же тормозит движение и езда становится "зубодробилкой". Маневренность «шоссейников» оставляет желать лучшего, проходимость самая низкая среди всех видов велосипедов.

Tуристские велосипеды ("туринги")
В своем классическом виде представляют собой более прочный вариант шоссейника. Имеют несколько иную раму, колеса с покрышками и камерами, часто изогнутый "шоссейный" руль. Типичный реликтовый представитель такого велосипеда- отечественный "Турист". Сравнивая этот вид велосипеда с шоссейно- гоночным, можно отметить значительно более длинный задний треугольник и, как следствие- большую общую базу велосипеда. Более широкие перья позволяют поставить полноценную дорожную резину. Наиболее рациональные материалы рам- хороший хромомолибден и титан. Достоинства "турингов": легкость хода по шоссе и грунтовкам, хорошая курсовая устойчивость, большая грузоподъемность, широкий спектр передач (24- 27). Из недостатков следует отметить невысокую маневренность и умеренную проходимость по технически сложным трассам. Велосипед "заточен" для размеренной езды по самым разнообразным дорогам, совмещая высокую скорость на шоссе с комфортом и функциональностью. Для гонок и агрессивной езды не подходит- это не его "стихия". Для классических и спортивных "категорийных" походов такие велосипеды- лучший вариант.

Гибриды
Относительно новый вид велосипеда: симбиоз горного велосипеда и "туринга". Отличительные признаки "гибрида"- геометрия рамы, близкая к горному велосипеду, вынос руля и сам руль тоже подобен маунтинбайку (часто на "гибрид" ставятся также рога). Иногда вынос руля имеет изменяемый угол наклона. Размер колеса обычно составляет 28 дюймов, покрышки имеют дорожный рисунок. В последнее время предлагаются передние амортизационные вилки специально для "гибридов", что делает их еще более универсальными. Отличные скоростные показатели совмещаются в гибриде с достаточно высокой проходимостью по плохим дорогам. Еще одно сходство гибрида и маунтинбайка- большое количество передач (24- 27), позволяющее выбирать оптимальный режим движения в любых условиях. Гибрид, как и "туринг", более подходит для "классических" походов, но ориентирован на более жесткие режимы движения.

Дорожные велосипеды
Современный дорожный велосипед имеет достаточно широкий набор передач, прочную конструкцию и «дорожные» покрышки, что позволяет ему по проходимости не уступать "турингу". Высокая посадка и мягкое седло делает его наиболее комфортным из всех видов велосипедов. Обычно подобные машины оборудуются крыльями, багажниками, осветительными приборами, сумками и прочими акцессуарами. Основное предназначение этих велосипедов- неторопливые прогулки на небольшие расстояния, поездки по магазинам за продуктами или как вариант туристской машины для пожилых людей. С большой натяжкой к дорожным велосипедам можно отнести складные малютки (вроде нашей "Камы"), но они совершенно не подходят для велотуризма, сколько бы передач на них не навешивалось. Преимущества дорожных велосипедов в их невысокой стоимости, которая обусловлена установкой оборудования начального класса, простыми рамами и отсутствием амортизационной вилки. Посадка значительно отличается от всех описанных видов велосипедов: спина расположена чуть ли не вертикально, руль выше седла. Так называемая "скамеечная" посадка, хорошо знакомая всем владельцам отечественной техники. Отсюда- низкая эффективность педалирования, но зато высокий уровень комфорта. В целом- далекая от туризма и спорта машина.

Горные велосипеды (Mountain Bike)
Их называют по- разному: маунтинбайки (сокращенно MTB), внедорожники, вездеходы, горные велосипеды, байки. Суть от этого не меняется. Это велосипеды, специально созданные для движения в особо сложных условиях. Имеют характерный "агрессивный" внешний вид, "внедорожную" раму (каждая фирма имеет свою, рассчитанную на компьютерах, геометрию рамы) и колеса 26 дюймов. MTB отличает сверхпрочная конструкция, широкие шины с развитым протектором, большое количество передач ( 24-27 ) и прекрасная проходимость по любым дорогам и при их отсутствии. Горный велосипед, как и гибрид, является самым молодым видом двухколесных машин- рождение его произошло начале восьмидесятых годов 20 века. В США и Европе появление MTB произвело эффект разорвавшейся бомбы- его популярность взлетела на невиданную высоту, опередив по продажам все остальные виды велосипедов, вместе взятые. В девяностых годах маунтинбайк добрался до России. Горные велосипеды стремительно развиваются- появилось большое количество их типов, предназначенных для определенных условий применения.


Виды маунтинбайков и их назначение

В прошлом обзоре мы дали краткую характеристику всех видов современных велосипедов, рассказали о их истории и сегодняшнем дне. Пришло время подробнее остановиться на наиболее ярком и популярном во всем мире представителе велосипедного семейства- горном велосипеде (mountain bike), также называемым «внедорожником», «вездеходом», «байком» или аббревиатурой «MTB» . Что же выделяет его среди прочих «двухколесников» и почему так стремительно взлетел интерес к этому средству передвижения в США, а затем и других странах? Дело в том, что горный велосипед переносит человека к его историческим корням: «дикому» существованию среди девственной природы, нетореным тропам, преодолению самого себя. Что- то мистическое есть в группе байкеров, в тишине летящих сквозь зелень леса. Когда- то странствующие рыцари так же пронзали бескрайние просторы навстречу неведомому под приглушенный стук копыт и бряцанье мечей.

Предназначенный для передвижения в условиях самого тяжелого бездорожья, маунтинбайк имеет ряд характерных признаков, отличающих его от других видов велосипедов:
- специальная особо прочная рама «внедорожной» геометрии с увеличенным дорожным просветом и другими особенностями. Фактически, рама- это визитная карточка любой фирмы, в которой сосредоточены все ее многолетние изыскания и компьютерные разработки.
- колеса диаметром 26 дюймов, оптимальные для движения по пересеченной местности.
- конструктивные элементы (руль, седло и пр.), обеспечивающие низкую сильно сдвинутую вперед посадку, которая позволяет контролировать велосипед на самых крутых спусках и подъемах, легко проходить сложные повороты.
- амортизационная вилка, способная «держать трассу» на высокой скорости и снимающая ударные нагрузки. Все большую популярность приобретает амортизатор заднего колеса (на двухподвесочных велосипедах).
- все компоненты и узлы имеют повышенную прочность и надежность, рассчитаны на работу в условиях сильного загрязнения. Особенно это относится к тормозам и переключателям.
- большое количество передач (24- 27) позволяет подобрать эффективную частоту педалирования в любых условиях: от гладкого шоссе до болота.

Совокупность рассмотренных особенностей позволяет сделать выводы о назначении маунтинбайка: скоростное передвижение по пересеченной местности. Это и есть изначальная цель, для которой создавались подобные машины. Но возможности «внедорожника» этим далеко не исчерпываются. Фактически, он является весьма универсальным велосипедом, подходящим как для городской езды, так и для дальних путешествий и спорта. У нас, в России, к сожалению, бытует мнение о ненадежности подобной техники, связанное с массовыми продажами примитивных дешевых маунтинбайков от малоизвестных производителей. Эти поделки на велосипеды породили настороженное отношение к горным велосипедам со стороны простых людей. Сегодня это положение исправляется, что является хорошим знаком.

Бурное развитие горных велосипедов породило возникновение машин различных видов, предназначенных для самых разнообразных условий применения:

ATB («вседорожный» велосипед)
К ним относятся самые простые горные велосипеды. Практически у всех фирм- производителей существуют модели, относящиеся к этой категории. Основная отличительная особенность- начальный уровень оборудования и велосипеда в целом. Обычно такие «внедорожники» не имеют амортизационной вилки, хотя сегодня в этой категории появляются даже двухподвесы (велосипеды с амортизацией переднего и заднего колеса). Материал рамы- высоколегированная сталь, 18- 21 передача, компоненты низшего уровня. Байки этого класса предназначены для езды в условиях умеренных нагрузок: прогулок, неторопливых путешествий, поездок на дачу или в качестве велосипеда для ребенка. Не рассчитаны на агрессивную езду, соревнования и высокие нагрузки, хотя по надежности и долговечности не уступают стандартному дорожному велосипеду. Уровень цен: от 150$ до 300- 400$.

Хардтейл
В переводе означает «жесткий хвост» (велосипед с передней амортизационной вилкой). Самый проработанный и популярный вид горного велосипеда, одновременно допускающий практически любые варианты использования. На таких машинах проводится большинство соревнований в различных дисциплинах, они прекрасно зарекомендовали себя в дальних и ближних путешествиях и просто в качестве надежного велосипеда « на каждый день». Хороший хардтейл прекрасно едет по пересеченной местности, но и на асфальте демонстрирует вполне приличную скорость . На практике, даже на гладком шоссе он оставляет «за флагом» дорожные и даже спортивно- туристские велосипеды. Материалы рам используются самые разнообразные: хромомолибден, алюминиевые сплавы, титан, магний, различные композитные материалы, экзотические сплавы. Количество передач- 24- 27, все компоненты более высокого уровня (в зависимости от класса велосипеда). К хардтейлам относятся маунтинбайки, предназначенные как для походов и велопрогулок, так и для соревнований мирового уровня. Соответственно, цены на хардтейлы сильно различаются: от 400$ до 4000$ и выше.

Софт- тейл
Назван так по аналогии с хардтейлом и переводится как «мягкий хвост». Активно развиваться стал всего несколько лет назад и уже завоевал доверие многих гонщиков кросс- кантри и «продвинутых» туристов. Изюминка конструкции- встроенный в задний треугольник рамы амортизатор с небольшим ходом. В сочетании с гибкими (обычно карбоновыми) нижними перьями это позволяет в достаточной степени поглощать дорожные неровности, но не терять энергию на работу подвески. Некоторые софт- тейлы вообще не имеют амортизаторов, а гибкость обеспечивается вследствии деформации карбоновых перьев и вставок специальной формы. Удачные конструкции совмещают в себе многие положительные качества двухподвесов (о них мы расскажем ниже) с высокой эффективностью хардтейла. Условно можно сказать, что софт- тейл высокого класса заезжает в гору как хардтейл, а спускается- почти как двухподвес. Помимо этого, на умеренно пересеченной местности такая машина при одинаковых затратах энергии гонщика развивает скорость на 1.5- 2 км/ ч выше, чем хардтейл. Что это значит на соревнованиях- объяснять не надо… Однако подобное достижимо только на сложных дорогих конструкциях. Даже у ведущих мировых производителей удачных софт- тейлов не так много и стоимость их составляет от 2500$ и выше.

Двухподвес для кросс- кантри
По- английски звучит как Full Suspension, что четко характеризует его особенности. Данный вид маунтинбайка имеет амортизационную подвеску как переднего, так и заднего колеса. Созданный для соревнований по кросс- кантри, этот велосипед прекрасно подходит для туризма, городской езды и может иметь почти такое же широкое применение, как и хардтейл.
Двухподвес имеет ряд неоспоримых преимуществ:
- повышение контроля на пересеченной местности, что позволяет поддерживать более высокую скорость, легче и быстрее проходить ухабистые спуски и повороты.
- значительное снижение тряски при езде- неоценимая вещь для туристских походов и кроссов.
- уменьшение нагрузок на раму и заднее колесо, актуальное для тяжелых велосипедистов (более 90 кг)
Недостатки тоже есть и сегодня вся велосипедная промышленность бьется с их устранением или сглаживанием. Главная проблема- уменьшение КПД вследствие отрицательного влияния задней подвески («проседания» при педалировании). Сегодня существует несколько типов задней подвески, позволяющие значительно уменьшить негативные факторы. Другая сложность- больший по сравнению с хардтейлами вес. Решается путем применения современных ультралегких материалов и компонентов высокого класса. И наконец- более сложная конструкция велосипеда в целом. Но с этим приходится мириться. Доля двухподвесов стремительно растет, поэтому можно уверенно сказать, что данный вид велосипеда имеет большие перспективы. Хорошие двухподвесочные велосипеды дороги, однако покупать дешевую модель ради «задней рессоры» нет смысла, так как все вышеописанные положительные качества будут сведены к нулю, а останется лишь тяжелый и неуклюжий агрегат непонятного назначения. Уровень цен на кросс- кантрийные двухподвесы составляет от 800$ до 5000$ и выше.

Фрирайдный велосипед
Прижившееся у нас английское слово freeride (свободная езда) довольно точно передает назначение этой машины. Конструктивно это тоже двухподвесочный байк, но предназначенный для других целей: экстремального катания преимущественно с гор. К этому виду горных велосипедов также можно отнести машины для параллельного слалома- одной из самых зрелищных дисциплин MTB. Основные отличия от кросс- кантрийного двухподвеса: иная система задней подвески и большие хода амортизаторов. Есть еще ряд особенностей, которые не сразу бросаются в глаза, но являются весьма важными. При равном классе техники, ходовые характеристики фрирайдного байка на любом типе местности уступают кросс- кантрийному ввиду того, что подвеска первого поглощает чрезмерное количество энергии. Обратная картина наблюдается на спусках или скоростном движении по жесткой сильно пересеченной местности (обычно по каменистой трассе): здесь длинноходная подвеска проявляет свои положительные качества и позволяет поддерживать несколько большую скорость. Соревнования по параллельному слалому- конек фрирайдного велосипеда. У ряда фирм существуют модели, предназначенные исключительно для этого вида соревнований. Резкие повороты, трамплины, обрывы, другие естественные и искусственные препятствия- вот что ждет байк и байкера на таких соревнованиях. Неудивительно, что к технике предъявляются самые высокие требования, недоступные для дешевых простых велосипедов. Вследствие этого цены на приличные фрирайдные велосипеды начинаются на уровне 1500$ и выше. Со скоростью и горами шутить нельзя- они ошибок не прощают. И заниматься жестким фрирайдом на байке начального класса- испытывать судьбу…

Даунхильный велосипед
Самый грозный и устрашающий представитель горных велосипедов- прародитель всех двухподвесов. По внешнему виду напоминает кроссовый мотоцикл без двигателя. Огромные хода амортизаторов, широченная резина с «тракторным» протектором, гигантская передняя вилка, могучая рама. Настоящий монстр мира велосипедов, предназначенный для одной единственной цели- скоростной спуск с гор. Более 180 мм хода передней вилки позволяют «заглатывать» самые немыслимые ухабы и препятствия. О заднем колесе можно не беспокоиться- там ход подвески еще больше. Остается только крепко держать руль и сохранять равновесие. В средней полосе России просто нет таких гор, которые подошли бы для настоящего даунхилла, поэтому Российские соревнования в этой дисциплине проводятся на Кавказе (обычно в Красной Поляне недалеко от Сочи) . Правда, в Москве устраивают мини- даунхилл на искусственно «навороченной» горе, но до многокилометрового безумного спуска настоящей трассы ему далеко. Ходовые характеристики даунхильного велосипеда весьма невысоки. Большая часть энергии байкера тратится на раскачивание подвески, что особенно проявляется при движении на подъем. На крутую гору практически невозможно заехать. Оптимальное использование подобной техники: на машине с велосипедом на крыше доехать до выдающейся горы, затем на горнолыжном подъемнике забраться с байком наверх. Только тогда, на вершине, наступает «момент истины»: на спуске с даунхилльным велосипедом не сравнится ничто, ездящее по земле. Скорость на прямых участках легко переваливает за 100 км/ч даже на ухабистых грунтовых склонах. Только пыль и камни из под колес отмечают траекторию движения неудержимого двухколесного болида. Несложно догадаться, что нагрузки при подобной езде колоссальные и надежность всех узлов велосипеда должна быть наивысшей. Отсюда- очень высокая цена этих машин: от 3000$ и выше. На сегодняшний день самый дорогой даунхильный байк, продаваемый в России стоит почти 9000$. Это- стандартная комплектация. На заказ можно привезти любой велосипед, совершенство которого будет ограничено лишь возможностями заказчика.

Специализированные горные велосипеды
Достаточно условно к этой группе можно отнести велосипеды для триала (MOD) и BMX. Триал- это не столько езда на велосипеде, сколько прыжки и различные технические элементы на тумбах, поддонах, парапетах и пр. Соответственно и байки для этого используют специальные. В общем случае, триальные велосипеды бывают двух классов: Stock и MOD. Первый представляет собой обычный хардтейл маленькой ростовки с некоторыми изменениями. По сути- на любом нормальном горном велосипеде можно делать практически все элементы триальной техники. Поэтому Stock класс можно смело отнести к хардтейлам. MOD класс- это узкоспециализированные односкоростные велосипеды с маленькими 20- дюймовыми колесами. Предназначены только для триала, так как при обычной езде по эффективности не превосходят и «Каму». BMX- велосипеды трюкового назначения. Внешне напоминают MOD- байки и используются в соревнованиях по BMX (небольшие трассы сплошь состоящие из трамплинов, рампы и пр.). Велосипеды BMX можно приобрести за 200- 500$, приличные MOD- байки несколько дороже (от 400$).

В данной статье мы рассмотрели основные виды горных велосипедов. Эта информация поможет разобраться в самом экстремальном и быстроменяющемся семействе велосипедного племени- семействе маунтинбайков.


Виды соревнований по маунтинбайку

Кросс-кантри (СС - аббревиатура Cross-Country)
Самый популярный в мире вид соревнований по маунтинбайку. В двух словах- это гонка на время по пересеченной местности. Участие в кросс-кантри колоссально повышает скоростную выносливость и технику владения велосипедом, что особенно полезно для туристов, в большинстве своем имеющих "пробелы" в этих навыках. В России и Санкт- Петербурге в частности круглый год проводятся интереснейшие соревнования по кросс- кантри, в которых могут принять участие все желающие. Питерские туристы-байкеры активно ездят гонки вместе с сильнейшими спортсменами нашего города.
Санкт-Петербург по праву занимает одно из ведущих мест в России по кросс-кантри.
Для участия в CC подойдет практически любой байк (кроме самых начальных), однако наиболее эффективен будет хороший алюминиевый или карбоновый велосипед с приличной амортизационной вилкой и оборудованием.
Правила:
Соревнования по кросс- кантри проводятся на замкнутой трассе, проходящей по сильно пересеченной местности с крутыми спусками и подъемами, поворотами, "змейками" и т.п. Длина круга может быть от 1 км и значительно больше. Гонка проходит либо на время, либо по количеству кругов. После финиша лидера гонки (илитроих лучших) все участники также завершают гонку при пересечении линии "Старт- Финиш". Таким образом, даже самый слабый участник может в свою силу проехать трассу и успешно закончить гонку. На финише ему запишут, например, "минус пять кругов" отставанияот лидера. Фактически- он проедет значительно меньшее расстояние, чем более сильные спортсмены, но тем не менее попадет в итоговый протокол и во время самой гонки не будет чувствовать себя "крайним", так как постоянно будет находиться среди других соревнующихся. Простому зрителю со стороны будет даже не всегда понятно, что этот велосипедист отстает от остальных. Такая особенность кросс-кантри позволяет всем без исключения участникам на протяжении гонки равняться на лидеров и помогает новичкам и ветеранам чувствовать себя "причастными к гонке" равноправными "бойцами".
Значительно реже соревнования проводятся с раздельным стартом: гонщики отправляются на дистанцию с интервалом в 30 секунд и едут определенное количество кругов.
Необходимо наличие шлема (на самом деле - шлем не менее необходим и для активного туризма. Жаль тех, кто этого еще не понял). Желательно иметь очки и велоперчатки.
Во время кросс-кантри запрещены толчки соперника, преднамеренное "подрезание" и прочее некорректное поведение. Ругаться тоже не следует- ведь мы живем в Культурной Столице России. Уступать дорогу обязаны только "круговые" (обгоняемые на круг и более ) гонщики. Если же вы едете "в одном круге", то не обязаны уступать дорогу. Обгоняющий должен сам выбрать оптимальный момент, чтобы вас обойти. Здесь надо сказать и о правилах этикета. Например, если гораздо более сильный гонщик упал на старте, то после того, как он вас догнал, следует уступить ему дорогу, несмотря на то, что вы для него "не круговой". Следует уметь проигрывать и уважать своих соперников. Как известно: уважение к другим - залог уважения к себе.
Помимо кросс-кантри существуют соревнования по кроссу, правила проведения которых отличаются незначительно, а также апхилл (гонка в гору). Есть и сложные многодневные соревнования: "байкерский" Тур-де-Франсе, "Крокодайл-трофи" в Австралии и ряд других, однако их мы рассматривать не будем.

Параллельный слалом (DS- аббревиатура Dual Slalom)
Самый зрелищный вид соревнований по маунтинбайку. Аналог горнолыжной дисциплины, но с некоторыми изменениями. Обычно проводится на таком же горнолыжном склоне. Если в кросс- кантри большую роль играет выносливость, то для DS техника езды- это все. И смелость. Без этих слагаемых нельзя рассчитывать на какие- либо результаты.
В этой дисциплине пальма первенства традиционно была у Москвы (в отличие от кросс- кантри). Больше гор и хороших велосипедов способствовали этому. Столица родила на свет лучших "параллельщиков" России. Тем не менее, и в нашем городе проводятся крупные соревнования по DS. Знаменитый "Кубок KHS- 99", два экстремальных состязания зимой 2000 года, зимний экстрем в марте 2001. Летом 2001 года также планируются интересные старты. Есть у нас и отличные "параллельщики", в том числе и среди туристов. У параллельного слалома, бесспорно, большое будущее.
Для участия в DS необходим надежный байк небольшой ростовки с длинноходной амортизационной вилкой и мощными тормозами (лучше- гидравлическими дисковыми). Также хорошо себя зарекомендовали двухподвесочные велосипеды высокого уровня.
Правила:
По двум огороженным лентами и вешками дорожкам стартуют одновременно два (реже- четыре) велосипедиста, и проходят трассу между вешками (подобно лыжникам). Затем участники меняются дорожками. Результаты обоих заездов суммируются и по этой сумме определяется победитель. Он встречается с выигравшим из другой пары и так далее, пока не останется два участника, которые "схлестнутся" в финальном заезде.
Трасса DS изобилует крутыми поворотами, трамплинами, контруклонами, дропп- оффами (вертикальный обрыв до 1.5 метров) и т.п.
Необходим шлем. Желательно иметь полностью закрытый велошлем, наколенники, налокотники, перчатки и очки. Рекомендуется- специальный велосипедный панцирь- защита.
Начинающим байкерам учавствовать в соревнованиях по параллельному слалому НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ. Лучше поднабраться опыта в походах и на кросс- кантри.

Скоростной спуск (DH- аббревиатура Downhill)
Аналог одноименной горнолыжной дисциплины, только по гораздо более сложной трассе.
Обычно в России проводится в горах на юге страны. Наиболее популярное место- Красная Поляна (недалеко от Сочи) с ее многокилометровыми крутыми спусками.В Москве иногда устраивают мини- даунхилл по "индустриальной" трассе, на которой присутствуют валуны, россыпи кирпичей, арматура и пр.
Для успешного участия в DH необходим специальный двухподвесочный велосипед, предназначенный только для этого вида соревнований.
Правила:
Стартует один участник, который стремится за наименьшее время проехать всю трассу.
Побеждает тот, кто окажется самым стремительным, бесстрашным и умелым.
Необходим полный велосипедный шлем (подойдет и мотокроссовый), полный комплект защиты (панцирь, наколенники, налокотники и т.д.), очки, перчатки.
Начинающим байкерам учавствовать в даунхилле ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Триал
Преодоление на байке разнообразных естественных и искусственных препятствий, прыжки, сложные технические элементы. В Санкт- Петербурге последний раз соревнования по триалу проводились в 1999 году и этот вид пока не получил широкого распространения, хотя триальщикиесть и в среде туристов- байкеров.
Правила:
Все участники по очереди проходят ряд специально подготовленных трасс из поддонов, ящиков, валунов и пр. За падение, касание ногой земли или препятствия, оступ, назначаются штрафные очки. Победил тот, у кого после прохождения всех трасс будет наименьшее количество очков.

Алексей (Stranger)

 webmaster