Новости:
FAQ:
Походы:
Путешествия:
Соревнования:
Техника:
Форум:
Клуб:
Каталоги:
Наши проекты:
VeloTeam / Велокоманда:
Custom bikes:
НЕ СПИ:
Разное:
Спорт-онлайн:
Погода:
Линки:
Знаете-ли Вы, что...:


АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ВИЛКИ:

Амортизационная вилка- второй по важности элемент после рамы в современном MTB.

На сегодняшний день горный велосипед без амортизационной вилки может быть оправдан лишь в редких случаях:
- Отсутствие средств на нормальную вилку
- Использование байка в классическом неторопливом "грузовом" туризме
- На специализированных байках (триальном, "шоссейном" и т.п.)

Цены на амортизационные вилки колеблются в широчайших пределах- от 40$ до 2500$ и более. Дешевые модели имеют большой вес, отвратительные рабочие свойства и при их покупке стоит задуматься- а нужно ли вообще покупать сейчас вилку, или лучше подкопить денег и приобрести что- то приличное.

Существует ряд различных конструкций амортизационных вилок, о достоинствах и недостатках которых можно рассуждать очень долго.

Оставим это эссе для продолжения статьи и рассмотрим "в лоб" достойные вилки, которые реально эксплуатировались не в какой- то далекой Америке или Италии, а в наших родных российских лесах, горах и болотах. Зимой и летом, в больших походах и скоростных однодневках, на гонках кросс- кантри и покатушках в стиле фрирайд. Не будем останавливаться на относительно простых моделях известных фирм, которые также активно тестировались в "боевых" условиях. Были среди них вполне приличные, были и посредственные. Пусть это станет отдельной темой.
А пока- изделия среднего и высокого уровня. Одним словом- хорошие амортизационные вилки.

Итак, начнем:

RockShox Judy SL 1997 модельного года, ход 63 мм. Пружинно- эластомерная конструкция с масляным картриджем. Регулировка прелоада в каждой ноге и регулировка отбоя.

Топовая XC- вилка для своего времени. Последняя Judy, которая была "верхней" (в следущем году появился SID). Качество изготовления на высшем уровне. Никаких пластмассовых регуляторов- только высококачественная фрезеровка. В коробке есть комплект по увеличению хода до 80 мм.
Если говорить об этой вилке, то понимаешь, почему многие старые веломеханики говорят, что "раньше качество было совсем другое...". Дело не в этом- просто современные пружинно- эластомерные вилки "и рядом не стояли" с этим изделием. Секрет прост: сейчас вилки подобной конструкции перешли в разряд "бюджетных"- отсюда и абсолютно иное качество исполнения, применяемые материалы и, как следствие, рабочие свойства.
Непосредственно тестируемая вилка имела достаточно жесткие эластомеры и использовалась райдером в самых разнообразных условиях: от сложных многодневных походов до гонок кросс- кантри и шоссейных марафонов. Некоторые особенности работы вилки, описывающие ее достоинства и недостатки:
- Вилка хорошо "держится" при мощных ударах, четко "принимая" колдобины, насколько это позволяет ее небольшой рабочий ход.
- "Стиральную доску", мелкие ухабы, щебенку и т.п. вилка "отрабатывает" существенно хуже.
- Отскок регулируется в весьма незначительных пределах- это минус для любителей поэксперементировать с настройками.
- На шоссе даже при интенсивном педалировании не проседает- существенный плюс для любителей шоссейных марафонов и частого использования байка на шоссе.
- По сравнению с качественными пружинно- масляными амортизаторами, вилка "некомфортна"- малый ход и жесткость не понравится ценителям плавной езды.
- Вилка отменно ведет себя при педалировании в гору "танцовщицей". Ей совершенно не нужна новомодная "примочка" топовых вилок- блокировка хода.
- Зимой вилка "замерзает" и работает вяло, как и любая пружинно- эластомерная конструкция. Впрочем, в зимний период эта вилка практически не эксплуатировалась.
- Отсутствие крепления под дисковый тормоз не позволяет ее использовать с означенными тормозами (или придется заказывать специальный крепеж). Для любителей легких байков очень низкий вес данной вилки будет большим плюсом (реальный вес с неотпиленной рулевой трубой в районе 1.4 кг!).
К существенным плюсам относится и ее достаточная надежность и неприхотливость. Несмотря на "мануалы" фирмы RockShox с ее требованиями по частому ТО своих вилок, данная модель перебиралась всего один раз за два года и при этом не выявилось сколько- нибудь заметного износа всех ее компонентов. Масляный картридж, так критикуемый рядом веломастеров сегодня, в данной модели сделан настолько качественно, что работает без проблем до сих пор без намеков на подтекание.

Что можно сказать в заключение, обобщив все эти данные: Это вилка для сторонников спортивного стиля езды, которым возможность минимизировать потери энергии важнее комфорта при движении. Вместе с тем, она подойдет для туризма ввиду своей достаточной надежности и нетребовательности к обслуживанию, а также для любителей дальних шоссейных поездок. Возможно, на уровне сегодняшних высокотехнологичных вилок с ходами 80- 100 мм, данная модель покажется слишком жесткой и некомфортной. Однако тот факт, что это вилка высокого класса- бесспорен.
Другие вилки фирмы с близкими рабочими свойствами:
- RockShox Judy XC 1997г (модель более низкого класса).

Manitou Spuder R 1999 модельного года, ход 76 мм. Амортизатор: витые пружины/ MCU в одной ноге, поршень в масляной ванне- в другой. Регулировка прелоада (в одной ноге).

Вилка тестировалась в течение двух месяцев и были сделаны следущие выводы:
- Плавность работы вилки весьма хорошая благодаря системе с открытой масляной ванной.
- Несмотря на присутствие эластомера в конструкции (в одной ноге), вилка не "замерзает" зимой и продолжает достаточно эффективно работать при температуре до - 5 градусов. Если столбик термометра продолжает опускаться- она становится инертной, но все равно не делается "тупой", как чисто эластомерные вилки.
- Ввиду несколько большего хода и более плавной работы, она комфортнее Judy SL-97, хотя для спортивного применения проигрывает ей существенно.
- Среднее качество изготовления и все компоненты (гофры, сальники и пр.). Все это, разумеется, в сравнении с вышеописанным изделием RockShox.
- Вес "средний" для вилок такого класса. Не пушинка, но достаточно легкая.

Краткое обобщение:
Хорошая вилка для спокойных поездок, туризма, городской езды. Не слишком надежна, но ее вполне приемлемые рабочие свойства компенсируют этот недостаток.
Приличная вилка за относительно небольшие деньги.
Другие вилки фирмы с близкими рабочими свойствами:
- Manitou Magnum R 2000г (модель примерно аналогичного класса).

RockShox Judy Race 2000 модельного года, ход 63 мм. Пружинно- масляная конструкция. Регулировка прелоада в каждой ноге и регулировка отбоя.

Высшая модель семейства Judy. Одна из самых легких конструкций с открытой масляной ванной и пружинами в качестве амортизатора. Вес по каталогу 1.71 кг (в реальности, правда, поболее).
Конструктив вилки, похожий во многом на классику Marzocchi, обеспечивает плавную качественную работу во всем диапазоне хода. Вилка кросс- кантрийная малоходная и ожидать от нее "чистой" обработки на трассе фрирайда было бы нелепо. Но в условиях гонок кросс- кантри и походах- она выглядит отменно.
Рассмотрим ключевые достоинства и недостатки этой вилки:
- Конструкция "пружина в масле" (в обеих ногах) по- праву считается самой надежной и неприхотливой среди всех существующих на сегодняшний день.
- Плавная и вполне качественная работа вилки в различных режимах.
- Хороший вес в своем классе.
- Недостаточная эффективность в жестких режимах движения.
- Работоспособна зимой при любых температурах (при этом рекомендуется сменить масло на "зимнее").

Резюме:
Хорошая вилка для походов (как классических многодневных, так и скоростных однодневок). Эффективна также и в гонках по кросс- кантри и off- road марафонах.

Другие вилки фирмы с близкими рабочими свойствами:
- RockShox Judy Race 2001г (модель примерно аналогичного класса)
- RockShox Judy SL 2000- 2001г (модели более низкого класса)

Marzocchi Z-1 BAM 1998 модельного года, ход 110 мм. Пружинно- масляная. Регулировка прелоада и отскока в каждой ноге.

На момент выпуска была одной из высших моделей однокоронных фрирайдных вилок. Вилка не новая, но качество изготовления сразу "бросается в глаза". Могучая фрезерованная корона, тефлоновое покрытие ног, все идеально подогнано. Эту вилку можно описать так: мощное изделие, собранное из высококачественных материалов и отменные рабочие характеристики.
Вес чуть более 2 кг. При этом использованы "штаны" из облегченного сплава BAM, "истоновская" очень легкая рулевая труба. В данном случае большой вес- это не результат использования "дубовых" материалов (как это делается в бюджетных моделях), а высочайшая надежность и работоспособность самой вилки.
В данной вилке были заменены все сальники, регулярно менялось масло. В будущем желательно заменить кольца (ответственные за люфт) и возможно приобрести еще один комплект более жестких пружин.
По сравнению со всеми вышеописанными вилками, на пересеченной местности (и тем более, на спуске), вилка "на голову" их превосходит.
Особенности вилки таковы:
- Хорошо и четко регулируется прелоад и отскок (в каждой ноге!) в несколько более широких пределах, чем у вышеописанных вилок. Это позволяет лучше настраивать вилку под трассу.
- Вилка имеет высокую жесткость на "скручивание". Не "дышит", как легкие кросс- кантрийные вилки.
- Хорошо "отрабатывает" мелкие и крупные колдобины.
- При педалировании "танцовщицей" (а тем более в гору) она поглощает заметно больше энергии райдера, по сравнению с кросс- кантрийными вилками. Для данной вилки могла бы быть весьма полезна блокировка, которой у нее нет.
- При силовом педалировании на шоссе вилка немного "гуляет". Это несущественно для расстояний порядка 100- 150 км. Но для дальних шоссейных марафонов- не лучший вариант.
- Вилка много весит по сравнению с хорошими кросс- кантрийными вилками.
- Вилка работоспособна при любых температурах воздуха. Зимой желательно заливать "зимнее" масло.
- Вилка ОЧЕНЬ надежна и неприхотлива.

Резюме:
Хорошая вилка для легкого фрирайдного байка или байка для 4X (байкер- кросса). Хороша также для туристского байка благодаря своей высокой надежности и отличной плавной работе.
Вполне подойдет при создания байка для езды в стиле "стрит- верт". Не годится для легкого гоночного кросс- кантрийного байка.

Другие вилки фирмы с близкими рабочими свойствами:
- все вилки Marzocchi серии Z-1 разных лет ходами 110- 130 мм. Современные модели имеют продвинутые системы "прогрессивной" амортизации и работают еще более эффективно.

RockShox SID XC. 1999 модельный год. Ход 80 мм. Чисто воздушная вилка. Регулировка прелоада в каждой ноге и отскока.

Последователь легендарного SID-98. К сожалению, модель этого года была гораздо менее удачной- слишком "заумной". Из- за этого у данных вилок часто бывали проблемы с надежностью. Однако, в любом случае- этот SID в свое время был предметом вожделения всех кросс- кантрийщиков.
Воздух закачивается насосом сверху и снизу, позволяя менять параметры вилки в немыслимых для любых других систем диапазонах. Вилку можно идеально подогнать как для девушки весом 40 кг, так и для 90- килограммового мужчины. Быстрота настройки под любого райдера и любую трассу- большое преимущество воздушных вилок.
Недостатки же серий 1999 года- в том, что немалый процент этих вилок быстро "травили" воздух. Данная вилка не избежала этого деффекта. Хлопот подкачка никаких не доставляет, однако все равно оставляет неприятный осадок. Понятно, что вилки, где используется в качестве пружины или амортизатора воздух, требуют периодической подкачки. Однако данная модель все- же была гораздо менее удачна, чем уникальное изделие 1998 года.
Некоторые особенности SID XC-99:
- Малый вес. Она даже несколько легче, чем Judy SL 1997 года.
- Ход 80 мм вполне достаточен для гонок кросс- кантри, походов и просто покатушек.
- Широчайшие возможности для изменения параметров вилки.
- Вилка требует более тщательного ухода, чем все предыдущие.
- Хуже обрабатывает мелкие неровности, менее комфортна, чем пружино- масляные Marzocchi.
- Отлично подойдет для шоссейных марафонов и гонок на байке по шоссе, когда ее можно закачать практически до полной "блокировки".

Резюме: легкая отлично регулируемая вилка. Выглядела бы замечательно, если не сравнивать ее с легендарной моделью 1998 года или более новыми разработками.

Другие вилки фирмы с близкими рабочими свойствами:
- RockShox SID SL 1999г (модель более высокого класса)

RockShox SID (Race). 1998 модельный год. Ход 63 мм. Воздушно- масляная вилка. Регулировка прелоада в каждой ноге и отскока (внутренняя).

Ее создал Пол Тернер- основатель фирмы RockShox.
Она использовалась большинством ведущих гонщиков мира в самых престижных соревнованиях. Эта вилка стала легендой, выставив "планку" для всех разработчиков кросс- кантрийных вилок на годы.
Высочайшее качество изготовления, широкие пределы регулировок, простая до гениальности конструкция.
Это САМАЯ легкая вилка фирмы RockShox за все ее существование. Даже модели 2003 года с карбоновой короной и "космическими" технологиями не получаются более легкими (правда, они имеют ход 80 мм).
Когда она появилась- она стала предметом вожделения байкеров во всем мире.
Да- это легендарная вилка, занявшая почетное место "в зале славы" амортизационных систем. Ее особенности:
- Рекордно низкий вес.
- Гораздо более высокая надежность и неприхотливость, чем у вилок SID 1999 и 2000 модельных годов.
- Внутренняя регулировка отскока, что неудобно для любителей "покопаться" в настройках.

Резюме: даже на фоне высокотехнологичных разработок 2003 года, эта вилка смотрится блестяще. Гениальная простота и эффективность при рекордно низком весе- вот причина ее бешенной популярности.
Данная вилка отлично подойдет для гонок кросс- кантри, городской езды, шоссейных марафонов, скоростных походов "налегке". Кому- то может оказаться "не по душе" ее ход 63 мм, однако много лет это был стандартный ход кросс- кантрийных вилок, только в последние годы понемногу "перешедших" на 80 мм хода.

Другие вилки фирмы с близкими рабочими свойствами:
- в те годы у этой вилки не было аналогов.

В заключении хочется провести параллель с днем сегодняшним и представить вилки 2003 года , рекомендуемые для разных условий применения. Приведенные модели не означают, что они и есть единственно возможные. Это лишь примеры хороших вилок, оптимально подходящих к конкретным условиям эксплуатации:

Для городской езды и неторопливых загородных покатушек:
- Marzocchi MX Comp (80мм/ 105мм)
- RockShox Judy C (80мм/ 100мм)
- Manitou SX Deluxe (80 мм)

Для классических многодневных (категорийных) походов любой сложности:
- Marzocchi MX Pro (85мм/ 105мм)
- RockShox Psylo SL (80мм- 125мм)
- Manitou Black Elite (80мм/ 100 мм)

Для скоростных походов "налегке" (походов в "агрессивном" стиле):
- Marzocchi Marathon SL (85мм/ 105мм)
- RockShox SID Race (63мм/ 80мм)
- Manitou Skareb Elite (80мм)

Для профессиональных соревнований по кросс- кантри:
- RockShox SID World Cup (63мм/ 80мм)
- Manitou Skareb Super (80мм)

Для off- road езды в стиле фрирайд, дерта, стрита:
- Marzocchi Z-1 FR (130 мм)
- RockShox Psylo XC (80мм- 125мм)
- Manitou Sherman Firefly (110мм- 130мм)

Для соревнований по параллельному слалому и байкер- кроссу:
- Marzocchi Shiver SC (120 мм)
- RockShox Psylo Race (80мм- 125мм)
- Manitou Dorado XC (127мм)

Для экстремального фрирайда и даунхилла:
- Marzocchi Shiver DS (190 мм)
- RockShox Boxxer World Cup (7 дюймов)
- Manitou Dorado DH (180мм)

Для прыжков в каньоны Колорадо:
- Marzocchi Super Monser (300 мм)

Первый велосипедный журнал Санкт-Петербурга
    © Сайт велотуристов-байкеров 1999-2003    Написать авторам письмо