Отчет по Чуйскому тракту 2021ПодготовкаС самого момента открытия подачи заявок на марафон я понимал, что данный маршрут будет сложнее чем аналогичные по дистанции, поскольку проходит по горной местности Алтайского края и республики Алтай. Готовиться начал с ранней весны, когда еще лежал снег. Проехал почти все организованные бреветы на 200, 300, 400 км и даже удалось закатить 1000 км за 3 недели до Чуйского Тракта по Псковщине и югу Ленинградской области. В целом накатка по километражу была неплохая. 3 оставшиеся недели почти не катал, восстанавливался и готовил велосипед и экипировку.
Получилось прилететь в Барнаул и добраться до Бийска только к обеду 4 июля, а старт уже 5-го в 9 утра! То есть никакой акклиматизации не предусматривалось. Минимальный, но в целом достаточный отдых, сборка велика, бэгдропа на 350 / 750 км и все, уже утро, сдал гостиницу и выдвинулся на место старта.
День 1. Бийск – Яломан.Прибыл на место вовремя, за пол часа до старта. Немного пообщался со ребятами их Питера и Омска. Прогноз погоды радовал гораздо меньше, чем ожидание проехать по красивейшим местам Алтая. Уже с утра было градусов 25 тепла, а на день ожидалось до 32-33 градусов. Для длительных заездов это максимально сложные условия, вода уходит моментально, а места для ее пополнения надо еще поискать.
Стартовали в 9:05 второй группой и впереди был длительный равнинный участок длиной километров в 200. Первый час-полтора по утру ехалось очень бодро, средняя держалась в районе 35 км/ч, периодически сменялись в группе.
К 100-му километру наступила дичайшая жара, но мне каким-то образом удалось сэкономить воду из 2 имеющихся фляг по 0,6 л и дотянуть до источника на 115 км. Решил немного сбавить темп до КП 135 км, не гнать сильно. Доехал до первого контрольного пункта, находившегося на живописном берегу р. Катунь.
В голове периодически мелькала мысли «может не стоит, впереди самая жара, можно спокойно сойти и по-человечески покататься, когда спадет жара…». Но посидел спокойно у речки в теньке минут 20, перекусил, облился водой, намочил майку и решил пока продолжить путь.
Солнце жарило по полной программе, мокрая футболка сначала нагрелась, а потом и вовсе высохла минут за 5. Обливания из фляги были таким-себе спасением, помогающим буквально в текущий момент, вода испарялась моментально. Не знаю, как удалось выдержать это испытание жарой 1-го дня, видимо только с надеждой на похолодание и прекрасные виды впереди. Где-то на 170-ом км остановились у реки Сема, заправились водой для обливаний и продолжили путь до 184-го км, где нас ждал спасительный источник-водопад.
Долго не задерживаясь, решили дотянуть до поселка Шебалино и уже там что-то поесть. После него начинался длительный подъем вверх, а затем и первый перевал Семинский. На заправке в Шебалино опустошили холодильник с холодной водой и съели по мороженому. Есть что-то серьезное совсем не хотелось, это и не удивительно в такую жару.
Подъехали к Семинскому, впереди предстоял 9-ти километровый подъем с градиентами 7-10%. Высота перевала составляет 1717 м над уровнем моря. Жара начала потихоньку спадать, дело потихоньку шло к вечеру. На КП 235 км Семинский перевал приехал в 19:48, перед этим зафиксировал на фото стеллу на вершине перевала и вид на юг в сторону предстоящего спуска. Питание было предусмотрено в столовой, зашло как-то тяжеловато, но в любом случае нужно было подкрепиться, весь день был на бананах и мороженом.
Начался затяжной спуск, катило просто шикарно, да и жара совсем спала. Самое главное, что еще не стемнело и весь спуск пронесся на скоростях 40+ км/ч, на одном из спусков на спидометре заметил цифру 75 км/ч, но рекорд по скорости был еще впереди.
Стемнело, начался плавный тягунок в сторону второго перевала Чике-Таман. Перевал заехал уже в полной темноте, благо фонарик светил очень достойно. Очень хорошо еще раз прочувствовал как же легко и приятно заезжается в подъем по прохладе и в темноте, когда особо не видно длину подъема и просто спокойно крутишь педали в нужном для организма темпе. На вершине остановился на пару минут, чтобы одеться, на больших скоростях ветерок пронизывает насквозь. Съезд с перевала по серпантину не занял много времени. До КП 350 км Яломан оставались считанные километры. Долетел, на КП ждали волонтеры с вкуснейшей едой, а также душ и спальное место в палатке.
Попросил разбудить меня через пару часов, так как не планировал долго отдыхать, очень надо было максимально использовать прохладные утренние часы для езды. Ночь была очень теплой, конечно же эти 2 часа пролетели как 2 минуты, но состояние, на удивление, было отличным (наверное, душ помог).
День 2. Яломан – Родник.Позавтракали и выехали около 5 утра. Ехалось по утренней прохладе просто потрясающе, правда где-то через пол часа у Сергея Акименко лопнула покрышка и мы минут на 20 остановились для ее замены. Горы и сама местность здесь были более сухими, растительности стало гораздо меньше. Солнце показалось из-за гор, сразу потеплело. Но ехалось по-прежнему очень хорошо, останавливался изредка только для фотофиксации окружающих красот. Потрясающие виды открывались на реку Катунь и окружающие ее горы.
Где-то за 15 км до КП Родник (456 км) пробился на камушках на спуске. Остановились с Лешей Коневым, пришлось делать заплатки на покрышку, так как при накачке колеса появлялась грыжа. Но починились, и я спокойно докатил до Родника, где попросил поставить мне новую покрышку, а сам отправился перекусить.
После выхода на трассу, оказалось, что механик каким-то образом погнул мне переключатель так, что вообще ничего не переключалось! Сказал ему жестко – делать чтобы все работало, велосипед был исправный. В итоге как-то сделал, но половина кассеты работало не корректно, приходилось переключать звезду на системе. Что ж, никогда не стоит доверять даже самые простые работы непроверенным людям, ведь мог и сам спокойно заменить покрышку. Все же ехать было можно, поехал дальше. Отстал от ребят примерно на пол часа и до Кош-Агача (550 км) уже ехал в одного. Стало жарко, началась Чуйская степь и дорога шла плавно вверх вдоль реки Чуя. Высота в районе поселка Кош-Агач – около 1800 м и по идее там должно было быть прохладнее. На деле прохладнее не становилось.
За километров 30-40 до Кош-Агача начали уже встречаться быстрые участники, едущие в обратную сторону.
Встречный ветер мешал достаточно сильно, а дорога и так была постоянно в гору, но ближе к Кош-Агачу что-то резко поменялось и скорость выросла раза в два. Долетел до КП к половине 6-го вечера, покушал и отправился в обратный путь, догонять потраченное на Роднике время.
Как на зло, ветер опять был встречным и даже на спусках ехалось очень тяжело. Наконец-то появились горы и закрыли дорогу от ветра, на длинном спуске удалось добрать Алексея Конева и уже дальше вместе поехали до ночного КП Родник.
На обратном пути особенно красивые виды открываются на Северо-Чуйский хребет с заснеженными вершинами.
Стемнело, скорость значительно упала и докатка до спального КП 645 км длилась как-то очень долго.
Но наконец приехали, покушали и отправились спать, опять в палатку. На этот раз спали целых 2,5 часа или даже 3 часа. Выехали когда уже начало светать, после 5 часов.
День 3. Родник – Алтайское.Третий день был самым сложным из всех, даже не смотря на ужасную жару 1-го дня. Но начиналось все очень хорошо, докатили вниз до КП Яломан 751 км очень быстро. Там был душ, еда и замена комплекта одежды. Просто идеальное начало. Дальше пошла дорога в гору и предстояло заехать в 2 перевала – Чик-Таман и Семинский с более пологой стороны. На подъезде к Чике-Таману уже стало жарко и крутые участки серпантина решил зайти пешком и спокойно подышать. Разница во времени при заезде и заходе всего несколько минут. На вершине Чеке-Тамана меня ожидал холодный лимонад и смотровая площадка.
Спуск с Чике-Тамана был просто великолепен, скорости доходили до 70-80 км/ч, уже даже не хватало большой звезды на 50 зубьев.
Доехал до Онгудая, где меняли асфальт и перекрыли половину дороги, пришлось ехать на половинке со встречными, еще умудрился в начале ремонта проехать по битуму и насобирать на колеса мелких камешков. Неприятная история, но вскоре все же удалось от них избавиться. В Онгудае стало очень жарко, остановился в магазине и принял 2 спасительных йогурта по 0,5 л. Как же дальше покатило, почти как со свежими силами. Начались уклоны вверх, пришлось останавливаться у красивейшей горной речки Урсул и мочить майку, ну и фляги пополнил.
Наконец доехал до таблички, где начиналась основной подъем Семинского перевала. В обратную сторону он был не настолько крутым как в ту и спешился только на паре крутых отрезков. Где-то сбоку начиналась гроза и меня слегка зацепило небольшим дождиком. На вершине Семинского решил не останавливаться в столовой, отметился, съел бутерброд и полетел вниз. Ехалось отлично, планировал на следующий КП прибыть часа через 3, но вмешалась природа. Возле деревни Мыюта начался серьезный ливень с грозой, но к счастью нашел остановку и даже не успел намокнуть (это еще предстояло впереди).
Минул 30, наверное, было потрачено на остановке, дождь прекратился, но вся дорога была полностью мокрая и бахил хватило минут на 20, далее ноги уже промокли, а затем потихоньку и одежда, хотя дождевик держал очень неплохо.
Приехал на КП Катунь (966 км) около 9 вечера, еще не стемнело, но то и дело начинался дождь. Ехать дальше по сырости совсем не хотелось, но на подъезде к точке питания выезжающий Леша Сергеев сказал, что еще совсем рано и надо ехать дальше до спального КП, который через 74 км. Втроем выехали после небольшого ужина и покатили, не знаю на что мы рассчитывали…
В общем, до села Ая (где-то 25 км после КП) шел идеальный асфальт и дождь моросил совсем не сильно. Дальше началась самая жесть, дорога можно сказать кончилась и зарядил сильнейший дождь. В полной темноте, по ямам и в подъем – что может быть приятнее. Хорошо, хоть было не холодно. Кое-как заехали в Бирюксинский перевал, а дальше начались достаточно крутые спуски. Я никогда не хотел так сильно снова увидеть подъем. Спуски по темноте по ужасной дороге с дождем, где не понятно – или это заделанная асфальтом яма или это лужа с ямой, в которую уйдет переднее колесо, это было настоящее испытание в конце 3-го дня. А ведь можно было спокойно остаться в палаточном лагере на Катуни и переночевать. В общем были и плюсы, ведь на следующий день нужно было доехать гораздо меньше тех, кто остался на Катуни, всего 160 км. Эта мысль очень радовала и помогала доезжать мучительные 74 км. Подъезжая к КП Алтайское (1040 км) пальцы рук вообще онемели от холода и вибрации, состояние было мягко говоря не лучшим. На КП не оказалось теплых спальных мест в здании, точнее они все были уже заняты, не оказалось теплого душа, не оказалось какого-либо обогревателя. Был лишь большой шатер, питание и несколько волонтеров, видимо не ожидавших наплыва мокрых велосипедистов ночью. Что же, потупил немного сидя в шатре на лавочке, что-то поел и лег третьим в 2-х местную палатку. В 6 часов был объявлен подъем, сначала думал отпустить группу и еще поспать, но потом встал и как-то вроде и успел со всеми выехать.
День 4. Алтайское – Бийск.Дорога предстояла в подъем на Белокуриху-2, но первые 30 км была плоскость и катилось очень даже хорошо, несмотря то что это был уже 4-й день. Начало серпантина пошло для меня тяжеловато, и я решил раздеться и немного пройтись, отпустил группу. Вообще на самом подъеме дальше не было больших градиентов и заехалось без особых проблем. Есть на КП Белокуриха мне особо не хотелось, хотя там было полноценное питание, быстро перекусил, смазал заржавевшую в ночь цепь и отправились вниз по серпантину.
После спуска предстоял очень неприятный участок практически до самого Бийска длиной около 50 км по дороге без обочины, да еще и подъемы 12% встречались. Думал уже ровно будет.
На Белокурихе понял, что мне не хватит заряда телефона до финиша и договорились с Лешей Коневым, что я уеду вперед до заправки и поставлю на видное место велосипед, там и встретимся. Так и произошло, где-то минут 20-25 ушло на подзарядку и перекус и рванули на финишный участок. И вот табличка Бийск, остается докатить по городу совсем немного и заехать в п. Боровой на стартово-финишную поляну. Финиш 15:37. Ура!
Общее время: 78 часов 32 минуты.
Strava:
https://www.strava.com/activities/5593529792Фотки:
https://cloud.mail.ru/public/pGBi/9y2yjuDXHНезабываемое путешествие, удивительная природа Алтая, немного сложностей в виде жары и конца 3-го дня. Фото конечно не передают всех красок.
Спасибо всем ребятам, с кем ехали вместе, волонтерам на КП и организаторам. Это было очень круто!