Обычно я пишу отчёты либо сразу (буквально в электричке домой), либо совсем немного погодя, чтобы зафиксировать ещё не померкшие в памяти мелкие детали. В этот же раз пишу "в стол" - слишком многое нужно отрефлексировать, а затем уложить в канву повествования. А вспомнить есть что.
По прибытии на ст. Свирь в половину десятого, мы мигом рванули к городу - ещё в электричке мечтательно протянув, что неплохо было бы захомячить дошик. Присвирье встретило нас неплохими, по моим понятиям, дорогами и тёплым вечерним воздухом. Буквально четверть часа - и из-за поворота вывернула величественная гладь реки с очертаниями плотины невдалеке. Поравнявшись с водосбросом, мы очутились перед светофором. Видимо, из-за устаревания конструкций на мосту организовано реверсивное движение, поэтому ждать своего зелёного сигнала пришлось минут 7, и мы было начали сомневаться, что успееем в магазин до закрытия (ибо время без четверти, а перехватить чего-нибудь на ночь было бы совсем не лишним). А соваться под шлагбаум напролом как-то боязно - объект режимный, как-никак. Наконец, вспыхнул разрешающий сигнал, и мы устремились через переход.
Спрыгнув в придорожную пыль на пятачке у магазина в без пяти десять, мы атаковали пустовавший торговый зал, прихватив ништяков. Отлично. Комары тем временем устроили гангстерский налёт на ожидавших нас снаружи Лёшу, Настю и Евгения.
Разместились втроём - Евгений не бронировал номер, и пришлось взять люкс на троих. Поужинали, попили чаю. Встать решили в полчетвертого.
Два пятьдесят. Так и не смог сомкнуть глаз. То ли духота в комнате, то ли падавший через мансардные окна тусклый ночной свет, то ли птицы, горланившие за окном, то ли сопение Евгения не дало уснуть. Хотя, признаю, некоторое волнение присутствовало. Что ж - встал, тихонько оделся. Ребята тоже поднялись. Позавтракали. Долго не мог решить, что надевать - вышел из гостиницы чуть пораньше, чтобы постоять и оценить забортную температуру. В лонгсливе, джерси и накидке чувтствовалось вполне комфортно, и я с облегчением выдохнул (чертовски не хотелось доставать из плотно набитой сумки зимнюю куртку). Ключ на старт!
Ровно в четыре отчалили от технического старта с нашей стороны плотины. Солнце уже взошло, воздух теплел с каждой минутой. Вывернув на шоссе, почти сразу встретили сперва одну пару гонцов, а потом и другую. Отсалютовав друг другу, продолжили движение - встречные преимущественно под горку, мы же - внатяг с подтягом - вверх, в подъём. Надо сказать, что я никогда не бывал в этих местах, и географию представлял себе весьма смутно. (Уже потом я узнал, что рельеф здесь такой из-за нахождения на возвышенности). Растительность преобладает лиственная (ожидал увидеть здесь больше сосняка). А местные топонимы явно указывают на близость Карелии - Пертозеро, Шугозеро (-шугейзеро, ага).
Километров 25 пролетели в бодром темпе, встретили машину сопровождения (восхищаюсь этими людьми - они вместе с нами провели фактически сутки. Браво!!!), затем начался местный...эээ, эндемичный асфальт. Сперва крупнозернистый, а потом вовсе хрен знает какой, но ехать по нему было чертовски неприятно.
Окрасом, кстати, напомнил натовский городской камуфляж с причудливыми пятнами всех полутонов чёрного и серого. Пришлось заметно сбросить скорость, а также распустить пелотон (на колесе не посидишь, когда тут такие колдобины). Благо движение почти отсутствовало (разве что встретили пару залётных машин - кто эти люди, что гоняются по лесам в полпятого утра?!), так что можно было лавировать, выбирая участки, где покрытие поровнее. Так и допрыгали до поворота на Винницы.
Я ошибался, думая, что хуже не будет. Вот там асфальт был ну просто никакой. Перца добавлял так называемый ремонт, который, судя по всему, недавно провели, просто залив гудроном неровности, но из-за этого вместо оспи́н на дороге появились шишаки. Йохо! Продираясь сквозь это безобразие, я уже стал настраиваться, что первая сотня будет самой непростой, но... Началось покрытие чуть ли швейцарского качества. Издав радостный вопль, приняли аэродинамическую посадку и рванули навстречу первому КП.
Винницы впечатлили. Во-первых, размером (село огромное). Во-вторых, ландшафтом (Лесник на втором КП тоже отметил схожесть с Карпатами и Южным Уралом).
В-третьих, зодчеством (я не фанат построек из древесины, особенно клерикальных, но уловил особую северную эстетику). В-четвёртых, мост. Стоило трудов его отыскать, но усилия оказались вознаграждены взятием первого КП. Зафиксировав факт нахождения на фото, мы - тихонько, между поленниц - выскочили обратно на трассу. Уже подтягивались стартовавшие в пять утра, и мы встретили Светлану и паровоз Леша-Настя (чуваки, ну вы даёте в майках в 8 утра гонять). Ах, ещё встретили Сергея Коломийца - он, сокрушаясь о вчерашних грунтовых покатушках в Заповеднике, указал на издающую адское лязганье и скрип цепь. Угостил его своей смазкой - она оказалась под рукой (собираясь на старт, бросил пузырек в нарулевой подсумок, "жорочку", как называет её Оксана). На этом разминулись.
Пробег тем временем уже достиг сотни. Воздух заметно разогрелся, и я скинул накидку. КП2, по нашим представлениям, ещё был в 25 километрах, поэтому, разгоряченные рассказом Сергея об изобилии яств на столе, мы рванулись обратно. Наконец цифры на одометре достигли желанных значений... 123... 125... 127 км... Где же они?!
Ура! На горизонте увидели силуэт белого минивэна. Скорей, скорей туда.
* * *
Овсянка. Мой традиционный завтрак. Кто бы мог подумать, что привычное блюдо найдет меня за многие-многие километры от дома, в вепсской глуши. Примостившись на стуле, в сени палатки я смотрел на гладь лесного озера. Денёк предстоит непростой, это точно. Волонтёры оказались чудесными людьми, напоив и накормив до отвала. Даже карточки подготовили. Уважение! Прихватил пару бананов - точно пригодятся. От ребят узнал, что следующий чек на 248 км. Ещё примерно 120 километров. Что ж, не близко и не далеко, справимся. Пополнив бачки, трогаемся в путь. Асфальт тем временем стал куда более удобопроезжаемым, и мы вернулись к схеме драфтинга - я впереди, Оксана у меня на колесе, но чуть левее (не всегда успеваю указывать на ямы). Едва разогнались - слышу её окрик. Евгений пробил колесо.
Ушли к встречной обочине (там было немного тени). Демонтаж, осмотр - больше похоже на дефект камеры, чем на прокол (отверстие с ровными краями, да ещё и со стороны обода). Во дела!.. Наскоро достаем запаску, и вот колесо наполняется положенными 100 псями. И - дальше в путь.
Минули поворот, с которого фактически начался наш вояж. Теперь-то начинаем по-настоящему, усмехнулся себе. Только бы асфальт был нормальный.
Обходя Подпорожье по объездной, то ли три, то ли четыре раза пересекли его муниципальную границу (=знак на белом фоне).
Уходим на Лодейное Поле. 48 километров, если верить указателю. Лукавые они, это цифры, но число есть число - от него и отнимай, пока крутишь. Так и покатили вдоль ЛЭП (ещё много раз пересекали широченную просеку, по которой ток с плотины ГЭС гонят к потребителям). Дорога, надо сказать, приятно удивила, и боевой темп удавалось поддерживать почти всю дорогу. В сам город решили не заезжать - машина поддержки перекрывает потребность в еде, питье и бананах. А остального не так и хотелось.
В Свирьстрое скинули лишнее - я перешёл на летний вариант экипировки, Оксана тоже. Пришёл местный пёс, помахал хвостом. Увы, друг, у меня ничего, кроме батончиков, бананов и гелей.
Эх, Мурманка. Суровый тракт. Плывут в летнем мареве большегрузы да трое крутят педали. Совсем недолго, правда - этот кусочек вывел нас на Тихвинское шоссе с узкой рыхлой обочиной и убитым асфальтом. Смиренно вздыхаем, но деваться некуда - впереди ещё четыре сотни. На одной из развилок Евгений чуть не уехал не туда, едва докричались. Зато дорога начала радовать! Спокойная лесная двухполоска. Покрытие - супер. Залетаем в горочки, разгоняемся со спусков. Сам не заметил, как дошли до Ояти. Ну река!.. В этих местах водные пути обладают какой-то особым спокойным достоинством, неся свои воды от Ладоги туда, в лесные глуши, к местным хуторам да погостам.
* * *
Где-то у монастыря нагнали двоих райдеров. [Степан и Сергей]. Крутили ребята ну очень бодренько (по ощущениям ~34). Подтянулись к ним, вместе и догребли до КП3.
Перво-наперво пошли смазать цепи. У меня было ещё сносно, а у Оксаны начало поскрипывать. Завершив нехитрую процедуру, сели разговляться. Вспомнил, что с самого старта везу в бауле свердловскую булочку. Ммм!.. а на столе давно (с КП2) стояла початая баночка сгущеночки. Прикончил её с чайком - и то маленькая рандоннёрская радость.
Решили, что поддерживать темп Степана и Сергея мы не в состоянии. Уж слишком парни шарашили, поэтому спокойно отпустили их. Впереди был уже второй выход на Мурманку, и на этот раз отрезок должен был быть под 50 вёрст (до КП4, спального, порядка 130). Солнце жарило нещадно, и через некоторое время я начал дуреть от жары. Скинул лонгслив. Всё равно тяжело. Скорость падает. Наконец поймав себя на том, что не всегда могу адекватно оценить расстояние до приближающихся авто и предметов, остановился на остановке. Оксана - боец проверенный Индией - любезно дала воды (у меня в одном баке был изотоник, во втором - газировка). Полбачка на башку, ещё половину - внутрь. И заел гелем. Удивительно, но отошёл я достаточно быстро - и уже вскоре догнали Степана и Сергея, а чуть позже и вовсе их обошли. Удалось выйти на наш боевой темп. Расстояние я считал по километровым знакам, ожидая наш поворот в Сясьстрое на значении 1422.
Однако - видимо, из-за аберраций в метраже, а может, просто собственной ошибки - на 1403 километре увидал заветную табличку.
Свернули в Магнит. Набрал всякой всячины на двоих. Прикинули - на КП4 будем, скорее всего, к 21 часу. Обнадеживало то, что я знал, что на А114 покрытие превосходное до самой Вологды. Но - предстояло пройти "смычку" вокруг Комбината.
ЕСТЕСТВЕННО, дороги там убитые и пыльные. А также в воздухе висит липкая вонь от производства. Но - раз-раз -и мы на Вологодской. Ура!
Закат за спиной, полоска ровного асфальта до горизонта - и уже не так чувствуются в ногах три сотни.
Несколько раз останавливались перекусить, но в целом настроившись на бросок до Усть-Шомушки, вложились в педалирование, и к заходу солнца прибыли на контроль.
А там - забота, горячий суп и каша. За этот день волонтеры - Владимир и женщина, имя которой я не запомнил - стали почти родными. Восхищаюсь - отдежурить практически сутки, мотаясь за нами - потрясающе. Ребята, вы лучшие.
Впереди ждала ночь в седле. После 380 км я чувствовал себя сносно, и мысль о ночлеге отмёл (Оксане тяжело заснуть на бреветах, и мы решили заранее, что поедем одним махом). Напились чаю, наелись, набрали бутербродов, залили фляги - готовы в путь. Утеплились (ночью обещали +7). Настроили светосигнальную аппаратуру. Тепло распрощались с Владимиром. Ну, помчали!
Если на А114 до разворота нас ещё беспокоил какой-никакой трафик, то после Цвылёво мы погрузились в одинокую ночную тьму. Сполохами света постоянно спугивали каких-то ночных птах (орнитология вообще не мой конек, и я даже примерно не знаю, кто это был). Снова пошёл разбитый асфальт. Скорость упала до 18-20. Чтобы не заснуть, стали разговаривать. Но быстро осипли, и пришлось ограничиваться редкими репликами. Нагнали Максима - у него впечатляющая иллюминация, я вам скажу. Оксана налетела на одну из кочек во тьме, и задний габарит отскочил от сумки, разлетевшись на составляющие. Отыскали на асфальте базу, плафон, батарейки. Собрал - увы, не фурычит. Обидно - буквально перед стартом его купила.
Темнота начала уходить к половине второго, но вместе с ней стала стремительно падать температура. Стало очень холодно. Туман пластами собирался в низинах. Видимо, из-за близости болот и водоёмов тут было гораздо холоднее обещанного - мой Гармин показал 1°, а Брайтон (он же Рыжик) Оксаны и вовсе -1°. Оксане-то было ещё ничего, а вот мне пришлось совсем несладко. Если раньше мы не могли ехать быстрее 20 из-за кочек, то теперь - из-за холода.
Ноги окоченели, и я уж забыл, сколько километров назад перестал их чувствовать.
Кисти рук превратились в подобие скрюченных куриных лап.
Бёдра тоже прихватывало холодной судорогой.
Туловище удалось примостить в позе, где было не так холодно, но всё равно по спине бежали мурашки.
На голову натянул снуд - чтобы хоть дыханием рекуперативно вернуть часть энергии. Не помогло.
Холод. Лютый. Сырой. Пробирающий до косточки. Не спрячешься от него, не отгонишь. Ещё Амундсен сказал, что привыкнуть можно ко всему, кроме холода. А ведь Скотт не дотянул до своего КП всего 11 миль, пройдя несколько тысяч. Какая ирония, подумалось, что можно околеть летом в Ленобласти, за несколько часов до утренней теплоты.
Тогда вопрос чётко приобрел очертания из клубов тумана - либо крути, либо останешься здесь, в этом богом забытом краю лесов да болот.
Могли ли мы действительно там переохладиться? Думаю, что да. Деревни попадались редко, да и не все их них походили на обитаемые. Трафик тоже весьма скудный, да и остановится ли кто по сигналу двух велосипедистов здесь, в этом медвежьем углу, на излёте ночи?
Мы вслух позавидовали, что было бы здорово сейчас по каталитической грелке в задний карман. Знал бы прикуп, как говорится...
Больше всего в тот момент я (а как выяснилось потом, и Оксана) боялись получить прокол. Не знаю, удалось ли бы в этом состоянии устранить неисправность.
Дотерпели до трассы Будогощь - Кириши. Где-то, судя по указателю, должна быть заправка. Сейчас отогреемся и выпьем горячего!
Да вот только на этой заправке вход в операторскую был закрыт, а кафе отсутствовало как таковое. Но - зато я вспомнил, что в последний момент закинул в баул ещё одну пару носков. Дрожащими пальцами выудил, напялил, сунул ноги в туфли. Простояли мы минуты 4, но этого было достаточно, чтобы прежде чувствовавшая себя бодро Оксана начала трястись. Ещё за время весенних покатушек всегда жалел её за несопротивляемость пониженным температурам, а сейчас колотун настиг и её.
Что поделать - ехать в Будогощь налево - крюк 7 км, и не факт, что АЗС там рабочая. Волевым решением двигаемся дальше, всё ближе к Новгородчине.
"ЧУДОВО 56". Безрадостно, учитывая, что на пути 10 км грунта. Одна надежда - что вскоре начнёт теплеть. Вспоминая, как резко нагрелся воздух сутки назад, мы всё же понадеялись, что в течение часа-полутора станет теплее.
Совсем скоро вышли на пресловутый грунт. Далось тяжеловато - узкая резина вязнет, не расслабишься ни секунды, вокруг тот же лес и болота, от которых тянет мертвенной сыростью. Боролись с этим участком мы примерно час.
Наконец, вижу, что за поворотом стоит Мишина метка об окончании грунтов. Ура!..
Наконец, выгребаем на асфальт.
В ногах 470 км.
Начинает рубить.
По-прежнему адский дубак.
И - нас настиг голод. В холоде о еде особенно не думалось, да и удалось ли бы отгрызть хотя бы кусочек батончика в таком морозильнике?
Остановились. Рухнули на асфальт пластом. Прикрыли глаза хоть на минуту.
До Чудово 36. С нашей скоростью это часа два. Два часа!...
Издав стон, снова садимся в сёдла. Стало чуть теплее.
Мимо несёт воды река Благодать... Воспринималось это, как издёвка.
Грузино... Видим остановку, и не сговариваясь, спешиваемся. Лавочка длинная и широкая - на двоих хватит. Шлем под голову - и на двадцать минут проваливаюсь в тяжёлое забытье.
* * *
Времени не существует.
Мы едем уже точно с неделю. Палящее солнце, леса, болота, тропы. Пыль дорог и шум проносящихся мимо автомобилей. Затерянные в северной глуши. Уставшие. Вымотавшиеся.
Открываю глаза - Оксана трясёт меня за плечо и что-то говорит. Да, мы ещё даже не в Чудово. А я планировал быть там к 5 утра. Наивный.
Однако - пусть такой короткий, но сон придал сил. Рубить перестало. Волхов был уже близко, значит, Чудово совсем рядом. Потерпим ещё чуть-чуть, а там покушаем и поспим пару часов.
Наконец, чертыхаясь и прыгая по кочкам, прибыли. Навстречу попался только одинокий тракторист, залихватски несясь по ухабам.
Поиски ночлега в мотеле и кафе результатов не дали - буквально все из них оказались закрыты. Двинулись в Успенское, где в неком кафе "Оазис" располагалось КП5, 511 км.
Оазис тоже оказался фата-морганой - на двери красовался листик А4 с куцей информацией о ковид-19 и бла бла бла. Хотя на вид заведение доверия не внушало, напоминая привокзальную шаверму, и даже будь оно открыто, не думаю, что я бы отобедал там с большим аппетитом.
Много ли нужно рандоннёру. Он что Василий Тёркин - крошку хлебушка понюхал, пожевал - и сразу сыт. Достали бутерброды (ехали со мной целых 130 км). И - наконец пустил в действие ред булл. Стараюсь не злоупотреблять этой дрянью, но момент сейчас выглядел подходящим.
Жить стало чуточку легче. Доковыляли ещё пару километров до заправки, где Оксана выпила чаю. Остался последний рывок.
Расталкиваемся, раскручиваемся - и ура, мы едем с прежней скоростью 28-29 км/ч. Однако на этом дорога не перестала преподносить сюрпризы, с границы Ленобласти превратившись в выскобленное фрезой полотно. Хотя, честно говоря, мне было уже всё равно на входящую в резонанс с поверхностью раму. Крайний прааый ряд бы огорожен конусами, поэтому мы старались ехать по нему настолько, насколько это максимально возможно.
Из маршрута я помнил, что с трассы мы должны свернуть в Любани, и вот вскоре навигатор указал направо.
Тормознули, съели по гелю. Перешли ж/д переезд. Асфальт резко исчез, и (в который раз!) лавируем меж ямами. Поднимавшееся солнце нещадно пекло, и уже скоро я понял, что нужно остыть, как мы сделали это вчера. Нашли тенек, присели. Н2О наружно, дигидрогена монооксид внутрь. Обманчивая мысль о том, что финиш - вот он, разбилась о реальность. А реальность была такова, что крутить по жарище, сцепив зубы, нам предстояло ещё 54 км. Безумно долго. Как же я хочу, чтобы это скорее закончилось, подумал я.
Хочется спать, есть, пить, прохлады, покоя, хорошего асфальта. И ещё - хочется увидеть на одометре число 600. Шестьсот тысяч метров. Как я решился на это безумие?
Стало совсем тяжело. Солнце ушло в зенит. Не скрыться от него, не сбежать. Магазинов практически нет. Посмотрели расписание - ближайшая электричка в 13.20, далее их ждать практически три часа. Не расслабишься (хотя я был готов уже хоть пешком идти). Хоть на зубах и ногтях, но финиш сегодня мой!
К станции прибыли в 12.53. Незадолго до этого нас обошел Артем Письменский (даже не пытался за ним держаться).
_________
План на маршрут мы, конечно же, провалили. Сказались ошибки планирования, отсутствие нормального питания на броске в Чудово; лютый ночной холод, изнуряющая дневная жара и депривация сна.
Вышло почти 33 часа, я же хотел завершить за 28-29.
Ошибок наделали глупых. Тем не менее, опыт получил колоссальный.
Оксана - настоящий боец, мне больше нечего сказать. Горжусь тем, что прошёл этот путь с ней плечом к плечу.
Стоило ли так изводить себя? Отношусь философски. Надо всё попробовать на своей шкуре.
Хочу ли я повторить? Однозначно да. Разве что с перерывом на сон