Укрощение кентавра
отчет о тест-драйве полноприводного велосипеда
В общем, мы договорились с Мозгом, и в четверг вечером я привез домой «кентавра». Так окрестил это чудо техники его мой друг Василий, и это название мгновенно прижилось – он и правда очень похож. Если обычный велосипед называют железным конем, то это, однозначно, кентавр.
В пятницу утром я погрузил кентавра в машину и отправился тестировать на безлюдное шоссе Матокса–оз. Волоярви. На шоссе тянулись узкие колеи чистого асфальта (местами бетонки) вперемешку с участками наледи. На обочине лежал рыхлый снег.
Поехать удалось с первого раза, правда сначала только на ножном приводе. Начинать было проще всего, поставив педали для рук в положение «9 и 3 часа». Немного освоившись в течение минут пяти, я перевел их в положение «12 и 6 часов» – так оказалось управлять намного сложнее. На осознание «принципов управления» в этом положении ушло минут 10. Потом я решился «включить ручной привод». На небольших прямых участках ничего сложного в этом не оказалось, однако в целом управлять было очень сложно, велосипед был неустойчив и я многократно останавливался. На борьбу ушло около часа, при этом я незаметно докатился от Матоксы до озера Волоярви. Я вспомнил, как в первый раз сел на двухколесный велосипед в далеком детстве. Только сейчас моему мозгу поручалось формировать принципиально разное управляющее воздействие на «руль» в зависимости от фазы кручения руками – задача для него не банальная. За этот час множество раз казалось, что ничего у меня не выйдет, очень хотелось плюнуть на это неблагодарное дело. Однако, ко второму часу езды я вдруг почувствовал определенную устойчивость, траектория движения стала более ровной, стало получаться объезжать наледь. Выглянуло солнышко и настроение стало подниматься. Я решил ощутить прелести дополнительного мотора: начал педалировать с силой и разгоняться до скорости примерно 40 км/ч. Новые возможности приятно удивили. Замеров я не проводил, но по ощущениям разгон практически моментальный, легко поддерживать высокую скорость. Субъективно, ручной привод добавляет около 50% ускорения и скорости. Нагрузка на руки очень «вкусная», в работу включено большинство основных мышц. Перегрузки каких-нибудь отдельных маленьких мышц нет, нагрузка распределена довольно равномерно. Руки, конечно, устают (я не тренированный) – но ничего не мешает давать им периодический отдых и ехать на ногах. Еще приятно, что можно нагружать руки ровно на столько, на сколько хочется – остальная работа выполняется привычными ногами, а руки – это добавка, так сказать бонус. Кстати, спокойно можно ехать также только на ручном приводе – можно держать скорость порядка 15-20 км/ч.
Спустя пару часов упражнений я сделал паузу и потом приступил у более изощренным тестам.
Для начала я попробовал «послаломить» на полном приводе – объезжать воображаемые фишки на стыках плит бетонки. Я с удивлением обнаружил, что мне это удается уже без особых усилий – в мозгу заработала управляющая программа.
Аналогичный «слалом» с пересечением участков наледи на шоссе также не вызвал проблем.
Затем я решил поездить по заснеженной обочине – и тут полный привод снова приятно удивил. Переднее колесо «вытаскивает» велосипед из заноса. Велосипед не зарывается. Не смотря на шины (почти слики 25 мм), я не завяз в густом снегу ни разу. Для чистоты эксперимента, при кручении только ногами такой фокус уже не проходил.
Затем я стал учиться управлять только одной рукой (разумеется, без кручения ею) – оказалось, что это тоже совсем не банальный навык, но очень необходимый для езды на конкретной модели для пользования тормозом.
Спустя два часа экспериментов и проехав 30 км, я понял что устал.
На следующее утро приятно побаливали мышцы рук, плечей, груди и даже брюшной пресс.
Не смотря на первоначальную неуверенность, с «кентавра» я не падал ни разу.
На следующий день я повел его в парк Сосновка – поупражнялся в поворотах на пересеченных дорожках парка и резких торможениях. В целом все получалось. Очень забавна реакция людей. Потом ко мне присоединился Василий (BWN), который тоже, на удивление, поехал на кентавре практически сразу (отметим, что Василий много лет занимался велоспортом).
Считаю, можно сделать некоторые выводы.
1. «Кентавр» безусловно имеет право на существование.
2. Наш мозг – на удивление совершенная система, способная в короткие сроки обучится формировать необходимые управляющие воздействия даже сложной рулевой системой с зависимостью типа воздействия от фазы.
3. Человек, занимающийся хотя бы любительским велоспортом, которому приходилось тренировать управление обычным велосипедом, может научиться езде на «кентавре» всего за несколько часов, а поедет, скорее всего сразу. Хотя, пара часов мучений в любом случае гарантированы. По опыту изобретателя Мозга, «простым матрасникам» с первого раза «оседлать кентавра» не удавалось.
4. Плюсы «кентавра»:
-- комплексная тренировка ног, рук, плечей, груди и даже пресса;
-- молниеносное ускорение;
-- неслыханная кратковременная мощность (например, при езде в гору);
-- высокая развиваемая скорость;
-- возможность поддержания очень высокой скорости в течение некоторого времени;
-- отличная проходимость, устойчивость к заносам;
-- ничего не мерзнет (кроме, конечно, стоп);
-- возможность ездить на велосипеде при ограниченной функциональности ног.
5. Минусы:
-- плохая управляемость;
-- сложность обучения управлению;
-- неудобство в длительных поездках – поза рук не комфортна.
6. В общем, из-за неважной управляемости я бы не рекомендовал использовать кентавра для городской езды или кросс-кантри (
), но в качестве тренировочного снаряда, например, для утренней разминки и одновременно поездки по проселочным дорогам на даче на озеро и обратно – он просто идеален. Хотя, как знать, если потренировать навыки управления в течении нескольких месяцев – может и кросс-кантри можно зарубать? Вывалить Вас на подъеме для кентавра точно не проблема.
Все это относится к «идее кентавра». Конкретный прототип, на котором мне довелось ездить, имеет чуть больше недостатков. Но в целом, езда на «кентавре» мне очень понравилась. В будущем, при появлении финансовой возможности, хотелось бы собрать усовершенствованного кентавра. По отношению к конкретному собрату, необходимо сделать множество доработок:
1. Для курсовой устойчивости велосипеда вилка не должна быть перевернута. Скорее всего, для пропуска цепи придется заказывать вилку по оригинальным чертежам.
2. У кентавра должны быть удобные и надежные тормоза. Просится «дорожный» принцип тормоза на обратный ход педалей (как ручных, так и ножных).
3. Как на заднем, так и на переднем приводе должно быть переключение передач. С учетом увеличения мощности при полном приводе, достаточно только «задних» переключателей на обоих колесах. Манетки можно вывести на раму, как у Старт-Шоссе.
4. Возможно, самым простым решением проблемы тормозов и переключения передач является применение планетарных втулок Шимано Интер 7 – и сзади, и спереди.
5. Надо согласовать фазы кручения педалей рук и ног.
6. Вопрос об оптимальной длине шатунов для рук и оптимальной длине выноса для улучшения управления требует отдельной проработки.
7. Кентавр достоин более качественных компонентов. Лишний вес, позвякивание и поскрипывание раздражает.
8. Немаловажный момент – удобные ручки-педали для рук, возможно, под эргономичным углом.
9. Для натягивания цепи можно применить более простые натяжители.
10. И другие мелкие усовершенствования.
Кто знает, может лет через 10 «кентавр» на улице уже не будет вызывать удивление.