Продолжение
См. GPS-трек
19 июля
Ровно месяц назад, выпросив на работе отпуск, я пустился вслед за французскими тандемистами. Первоначально мы собирались встретиться у гостиницы в Выборге, но следуя сложившейся традиции, я опоздал на электричку и выехал с трёхчасовым отставанием.
Выборг встретил внезапным дождём. Мимо пробегали спешащие пассажиры, среди которых я неожиданно узнал Лену с Сергеем (наверное, по титановому тандему, волочившемуся сбоку).
Они проводили группу до границы и уже вернулись назад.
Не желая лишний раз мокнуть, я неспеша прожевал сочный мясной бутерброд, потом другой, третий, и так, пока дождь не закончился. Сверху не лило, а к первому КПП уже появилось и солнце. Сравнив свой график движения и французов, я засомневался, что сегодня их догоню, и решил уже не напрягаться. Ещё раз поел в Нуйяме, потом в Лаппеенранте, ещё покатался по городу и нашёл фермерский уголок.
Клубника оказалась отличной, а малина разочаровала: большая, но безвкусная.
Как я и думал, основная группа уже давно заселилась в кемпинг. Кто-то ужинал и отдыхал, кто-то пошёл смотреть город. Оказалось, что я ехал длинной дорогой (через просёлки), а остальные двинули напрямик по 13-му шоссе.
20 июля
На следующий день рано утром выехали в сторону Тайпалсаари. Коля и Катя вели колонну, а я замыкал и подбадривал отстающих. Первый привал устроили на пляже в Савитапале. Выяснилась интересная особенность. Ввиду большого количества (и разнообразия вкусов: французы знают толк в еде
), участники группы предпочитали питаться не в кафе, а на природе, закупая продукты в магазинах. Финские супермаркеты не подвели - в них было, из чего выбирать.
К этому моменту стало ясно, что дальше не может ехать Францис. У него прихватило спину, а в местной больнице помочь не смогли и отправили в Коуволу. Никита с Эльвирой повезли его лечиться, а я встал за штурвал.
У меня на руле стояла планшетка, позволявшая ориентироваться на ходу, без остановок для доставания карты. В группе также были два GPS-приёмника, но, кажется, без подробных карт.
Где-то через 10 км маршрут вывел нас на грунтовку. Ехать стало тяжелей, к тому же рельеф в этой местности (Niinimäki-Laari-Munne) оказался суров. На каждой остановке коллеги подходили и интересовались, где мы сейчас и сколько ещё осталось мучаться.
Таким нехитрым способом был преодолён первый языковой барьер.
После Мунне к нам вернулся Никита и показал дорогу к месту отдыха. Сначала мы немного посидели у моста в Каннускоски.
Местные коровы пытаются забодать какой-нибудь тандем.
А затем приехали на ферму, переделанную в дом отдыха.
Жирар и Лео учатся водить трактор.
Для основной группы были зарезервированы номера, а неприхотливым участникам разрешили поставить палатки на футбольном поле. Там я оставил сушиться плавки, и забыл забрать.
21 июля
Позавтракали за традиционным шведским столом. Мне особенно понравилось мешать овсянку с черничным киселём.
Французы налегали на кофе.
Шокированные вчерашним грунтовым отрезком туристы тихонько подходили ко мне (ведь у меня была карта!
) и просили пощады. "No piste!" - просили они и их лица отражали гримасы ужаса.
Совместными усилиями мы уговорили Никиту ехать по асфальту вдоль 6-го шоссе. Это было легче, чем по грунту, но не так интересно. Поэтому на привале в Коуволе взяла слово другая фракция и предложила вернуться в лес.
Сказано - сделано. Мы отправили Зою и Марину по 12-му шоссе в Иитти, а сами свернули к песчаному карьеру.
Найди 12 тандемистов
Дорога снова ухудшилась, стала петлять, и снова верх взяли любители лёгкой езды. К счастью, остальные тоже устали, и не особенно сопротивлялись. Остаток пути прошли асфальтовыми дорогами, на ночлег встали на ферме в районе Артъярви.
Там оказалось мало воды и вообще удобств, так что наша небольшая компания уехала купаться на пляж Villikkalanjärvi.
22 июля
Утром я чуть было не остался на ферме: пока доставал продукты из холодильника, группа уехала без меня. Интуиция помогла найти правильную дорогу, догнал их снова в Мюрскюле. Катя и Коля тем временем решили не ехать в Хельсинки и возвращаться в Россию своим ходом. Францису же полегчало от вечерней сауны и дальнейший путь он провёл в седле.
Солнце жарило неимоверно, при каждой возможности мы прятались в тень, а кто-то успевал и поспать.
А у вас сиеста?
На ночлег встали в кемпинге Коконниеми в Порвоо. Никита провёл экскурсию по городу. Зоя задумалась о смене велосипеда.
Пока бродили по городу, я приобрёл в местном Интерспорте двойные шорты, чтобы уже не ходить по музеям в лосинах.
В кемпинге записался на стирку, но не совладал с настройкой машинки. Спросил у проходившей мимо барышни, она тоже не смогла, но позвала мужа. «А он смог!» © Однако, мы всё-таки напутали с порошком и, похоже, засыпали не туда. Жон-Жак (основатель клуба) в это время деловито стирал в одной раковине, полоскал в другой, и справился гораздо быстрее меня.
23 июля
Утром я доел последние запасы, понимая, что в лесу вставать больше не будем, и впервые ехал сытым и счастливым.
Финальный отрезок был небольшим, ехали то по шоссе, то по велодорожке, и преодолели его быстро. На одной из остановок видели интересный аппарат: самоуправляемую газонокосилку. Она ездила по участку, но почему-то не стригла.
В Хельсинки GPS дал сбой, пришлось прибегнуть к помощи местного жителя. Он ссылался на какие-то известные ориентиры: то на оперу, то на парламент, но нам они все были в новинку.
Здание парламента
Тем не менее, к вечеру мы заселились в хостел Сатакунтатало.
Жирар, Одиль, Ален (позади Моника и Кристиан), Жаки и Жон-Жак. У дверей Эльвира.
Жо-Марк с супругой и Жирар с семьёй оказались вместе со мной в одном большом номере. Приведя себя в порядок, мы ещё успели сходить на пристань проверить отправление завтрашнего парома. Но это оказался не мой терминал, а Таллинский.
Вечером все вместе мы отметили завершение поездки в китайском ресторане на центральной площади. Кристиан произнёс пламенную речь ко всеобщему восторгу участников. Мы познакомились со скромнягой Ино, который всё время ехал позади, зато уже мог похвастаться 14-ю внуками.
Моника (жена Жирара, см. предыдущее фото) и Ино со своей женой, тоже Моникой
24 июля
Настал день расставаний. Первыми рано утром уехали мои соседи.
После завтрака мы с оставшимися участниками прогулялись по городу, осмотрели достопримечательности, и тоже на всякий случай попрощались.
Дело в том, что некоторые оставались в Хельсинки ещё на день ждать свой паром, а я, например, уезжал уже в субботу.
Чтобы как-то скоротать время, я забрал велосипед и поехал смотреть местные парки. И был приятно удивлён. Помимо отдельных участков леса в городе сохранены целые парковые массивы, через которые его можно пересечь целиком с юга на север. Ехал, покуда не кончилась карта, а затем обратно. Видел, как девочки двумя командами играли в лапту.
Мы с Зоей возвращались домой на пароме и отправились на посадку заранее. Оказалось, напрасно. Ехать было недалеко, а раньше времени нас на паром не пустили. По номерам забронированных билетов получили посадочные талоны, велосипеды закрепили на нижней палубе. Электронные ключи от кают сразу размагнитились, пришлось менять. В остальном всё было на должном уровне, я по достоинству оценил наличие душа.
. Интересно было наблюдать с палубы за манёврами парома при отплытии: они напоминают движения автомобиля на парковке.
Уже практически в море нас догнал небольшой катер и забрал с борта лоцмана. Пассажиры дружно выразили ему своё одобрение.
25 июля
Моё утро началось с душа и завтрака. Потом я вернулся в каюту и от нечего делать снова уснул. В Гавань прибыли к 9:00, проторчали час на таможне и разъехались по домам - Зоя с Балтийского вокзала, я - с Ладожского.
Это путешествие подошло к концу, да здравствует следующее!
P.S. Что ещё порадовало в Хельсинки, так это обилие непафосных сити-байков. Заметно, что велосипед в городе - не фетиш и не спортивный снаряд, а обыденное средство передвижения. Апофеозом этого наблюдения стала парковка возле одного дома.
Сколько человек живёт в доме?