ПРОСТЫНЯ.
Пролог
Тысячу я мечтал проехать давно. Заворожили меня отчеты еще с Онеги-Ладоги 2005 года. Но до сих пор так и не удавалось попробовать. В общем, сгоношил Валика Новикова поехать на ВОЛ.
Подготовка наша заключалась в четырех днях у меня на даче, когда мы пытались крутить хотя бы по 50 км в день. Шоссейный накат перед этим: у Вали – 500 км за сезон, мой – ок. 2500. Плюс ко всему прочему моя несчастная, испорченная два месяца назад, рука иногда напоминала о себе даже в повседневной жизни, не говоря о велосипеде. С такими исходными данными мы, вообще говоря, могли рассчитывать только на свою ОФП и на удачу.
День 0
В Вологду мы приехали 3 июля на нашей машине сопровождения, которая нам потом пару раз очень пригодилась на КП. Вечером ударно поужинали в ресторане у Вологодского кремля. В планах было выспаться перед стартом, но наши планы начали рушиться уже тогда, когда выяснился смысл слова «привокзальная» в упоминании о гостинице от Кампи.
У гостиницы встречаем Никиту Созонова и Катю, которых я поначалу не узнаю «без грима». Посыпаю голову пеплом. Они нам показывают куда оставлять велосипеды. Успеваем немного заценить технику участников. Впечатляет количество шоссеров с двумя слоями обмотки на руле – это навевает на меня грустные мысли о качестве предстоящих дорог. Далее было собрание где Миша пытался сделать некий дисклеймер относительно того что народ ССЗБ и дороги плохие везде. Дима Банан при этом пытался нас убедить в том, что в реальности все намного хуже, чем по рассказам, что «Лопухинка и Большая Ижора – это высокоскоростные европейские шоссе» и т.п. В общем, я перепугался и намотал вторую обмотку которую прихватил специально для такого случая. Выспаться удалось очень условно - постоянные поезда и толпы скучающей молодежи. Но, впрочем, терпимо.
День 1. Была пятница...
Потихоньку выдвинулись к площади, сфоткались, стартовали. Миша пытался организовать старт несколькими группами, но выпускал их слишком часто, и в итоге через пару светофоров мы все ехали одной толпой. На выезде из Вологды был дан общий старт, и потихоньку поехали. Пошли бодро, и через 50-60 км группа развалилась. На обочину встал Банан с проколом, у кого-то улетела фляга, первую сотню ехали с Валей и Ави Коэном, немного поболтали, оказалось – он инженер теплотехник, приехал в Россию впервые, а едет чисто покататься без всяких претензий на результат. Поразил его каденс – около 45-50, крайне странно для опытного человека. Пару раз вперед пролетал товарищ на лежачем велосипеде, но в горки мы его доставали.
Кириллов КП 130. Быстренько заливаем фляги, берем по два банана, едем дальше. После отворотки на Кириллов видим едущего навстречу Шмеля – он умудрился проскочить поворот. Через час навстречу проезжает группа местных на «Камах», от них раздается «Вот на чем надо ездить!». Подъезжаем к
КП 200. Отец нам с Валиком сварил кастрюлю супа с тушенкой. Мы съедаем по тарелке, одновременно народ интересуется «откуда супчик?». Кампи возвещает «Суп – не судейский». Но нам не жалко – ешьте кто хочет. Оставшиеся четыре тарелки исчезли мгновенно. Выдвигаемся.
Погода понемногу начинает портиться, несмотря на то что еще тепло. Сперва встречный ветер, не сильный, но достает – боремся по очереди. Через час достаем Андрея Киреева из Петрика, он едет только 600 км, мотивируя это тем, что он еще не псих. Видим речку и нас посещает мысль искупаться, тормозим и ныряем. Несмотря на быстроту течения, вода очень теплая. Выходя из воды очень ощутимо режу себе ногу об какой-то камень – визуально заметил это только на КП300, когда нога конкретно заболела. Меняемся с Андреем я ему даю мюсли от которых катит, он мне – энергетический гель. Пока одеваемся, подъезжают Банан и Сербел с двумя немцами. Немцы, однако, несмотря на предложение, нырять не собираются. Трогаемся втроем, догоняем немцев. Один из них – огромный шкаф на шоссерном Кляйне наверно 64 ростовки. Работаем сменами, довольно бодро. Андрей свою передерживает и отваливается. Через пару десятков км отваливаемся и мы с Валиком. Потихоньку начинает ныть плечо. Где-то начиная с третьей сотни раз в 5-10 минут я делал онанирующее движение левой рукой, чтоб полегчало. Многих попутчиков я видимо этим действием озадачил
. Резко и неожиданно накрывает ливень, относительно сильный, но короткий. Когда выглядывает солнце, от асфальта идет плотный пар – занятное зрелище, которое мы видели еще не раз. Одновременно лес наполняется запахами, основной из которых – запах мокрой березы. Вскорости подъезжаем к
КП300. Здесь произошла заминка: длинная одежда для ночи и свет лежат в нашей машине, которая задерживается почти на полтора часа. Делать нечего – ждем на КП. Жалко потерянное время, плюс нас ударно кушают комары, несмотря на то что их сезон давно прошел. Едим у Биваковцев, дожидаемся шмоток и едем дальше.
Участок грейдера проезжаем спокойно, и путь лежит к Вытегре. Перед Вытегрой начинается заметный рельеф – на одном довольно ощутимом спуске даже прихватываю тормоза – малопредсказуемый асфальт, повороты и скорость за 50 немного пугают. В Вытегре видим ДимуО у магазина – он отвалился от Банана и не смог уцепиться даже за нас – видно, что ему сейчас непросто. Через некоторое время начинается «шоссейный рай» - идеальный асфальт, длинные ровные спуски и подъемы - мечта идиота. Крутим за 30, изредка меняясь. На одном из поворотов вижу темную фигуру на поле, думаю - кабан, но тут кабан побежал и по округлым ушам и развалистой манере перемещаться стало ясно, что это медведь. Вот тебе превед-бревет-медвед. Вот и
Саминский погост КП 400. Привет Дима Алив. Прошу аптечку и как могу обрабатываю свою порезанную пятку. Вроде терпимо. Комары нас едят безбожно, и кашу мы едим, бегая по грунтовке вдоль церкви, выглядело это видимо очень забавно. Здесь же сидит грустный Банан. На мой вопрос «Что у тебя с задником?» он отвечает «Да вот, я на педальку нажал немножко…» Однако у Алива совершенно случайно оказывается запасной переклюк. Как это ни грустно, но на следующий день мы узнали что переклюк ему поставить так и не удалось
и Банан сошел. Алив предлагает поспать, но в наших планах спать либо на 460, либо на 520 километрах.
До границы Карелии едется неплохо, ночь теплая, погода хорошая, дорога отличная, проблема только в том, что начинает вырубать. Поначалу это выражается в потере резкости движений, взгляд постоянно останавливается на чем-то, потом у меня начались глюки. Сидя на колесе неожиданно понимаю что деревья с края дороги надо мной нависают, думаю «фигня какая-то», смотрю в другую сторону и вижу то же самое. Смотрю вверх и вижу сходящиеся макушки деревьев с двух сторон дороги. «Прикольно» - думаю. Вот и
Пудож КП 460. По сравнению с палаточным кп, здесь три больших плюса: это на 60 км дальше, здесь тепло и здесь нет комаров. Снова едим гречу с тушенкой, общаемся с Сербелом и слушаем Кампи. А президент тем временем жог. Причем жог конкретно. Мы втроем держались за животы, хотя убейте меня, сейчас ни одну шутку не вспомню. Быстро отрубаемся с командой пнуть нас через 5 часов. Однако встаем через 4 и, бодренько перекусив, стартуем.
День 2. И настала суббота.
Выезжаем из Пудожа и через час нас накрывает дождик. Мелкая морось, переходящая в крупную. В отличие от первого дня – довольно прохладно. Впрочем, дождь этот – ненадолго и вскоре мы подъезжаем к
КП520. Привет Даня. Едим пельмени, пьем чай, отмечаемся, пользуем машину поддержки и трогаем дальше. Пельмени оказались не в тему. До Челмужей Валик ложился «полежать», а я чуть не выплеснул пельмени на ходу. Признаюсь – занятное ощущение. Потихоньку вхожу в ритм – не физический а скорее моральный, почему-то возникает уверенность что доеду. Постоянно вспоминали страшилки про ужасный асфальт и недоумевали – а где же он, этот ужос-ужос ? Реально плохой участок был перед Челмужами, но он ехался совершенно без матов, хотя представить там лежачий велосипед я не могу. В школе
КП580. Немец спрашивает что такое квас. Объясняем как можем, он пробует, вроде не матерится. Лежим полчаса, едим, благодарим ЕвгенияК и Николаича, и двигаем дальше. Порезанная нога болит все ощутимее и порой беспокоит больше чем ломаная рука, но пока жить можно. Вообще говоря, заметил интересную вещь – не стоит делать поспешных решений на таких дистанциях – все изменяется быстро, надо лишь потерпеть. У Валика начинает ныть колено, крутит как может, пытается сказать, что сойдет в Медвежьегорске. Убеждаю его не торопиться. Шлюзы Беломорканала. Здесь мы догоняем Манфреда, кторый сначала пытался фотографировать канал, это не удалось, и он пошел фоткать церковь. Церковь кстати очень занятная – Деревянные купола стоят на бетонных стенах. Монолит был явно сделан под какую-то нужду канала, а теперь из него сделали мемориал. Общаемся с Манфредом, я ему намекаю что не стоит бросать свой велик в трехстах метрах.
Перед Медвежьегорском встречный ветер становится совсем ощутимым и достает уже конкретно, делаем короткую остановку в магазе, берем бананы, пару булок и по йогурту. Мой йогурт оказывается несъедобным, булки можно использовать только как стройматериал, а бананы кладутся в карман до лучших времен. Пока все это выясняем к нам подъезжает девочка круглой формы на лентабайке и спрашивает «Вы меня конечно извините, но вы велосипедисты, все на такой лаже ездеете?», даже не знаю что ответить… Тех двух глотков йогурта из холодильника на прохладном воздухе мне хватает чтоб промерзнуть, трогаемся на спуск и с первым порывом ветра меня крайне резко (почти мгновенно!) пробирает колотун, да такой, что чуть не улетаю в кювет. Остатков отключающегося мозга хватает на то чтоб зажать задний тормоз и надавить со всей дури на педали - только так и прихожу в себя. До КП на пляже (который нифига не спальный) ехал с двумя мыслями – во-первых либо я там сплю либо DNF, во-вторых не надо торопиться еще оклемаюсь и поеду дальше. Эти мысли бились с переменным успехом, но когда после тягуна на 17 километре великогубского шоссе пошел длиннющий спуск – первая мысль победила с большим отрывом. Вот и
КП 680. Здесь я долго не мог согреться даже у костра, несмотря на 4 слоя одежды – меня бил озноб. Но поел, и вежливо поинтересовался у Владимира Пашкова – «нельзя ли здесь поспать, хотя кп и не спальный». Получив утвердительный ответ еще немного погрелся у костра, потом бросил это гиблое дело и упал в спальник с просьбой пнуть мое тело часа в 4 утра. Нереальное спасибо Владимиру – дело пахло ДНФом. Валик тем временем решился ехать в Гирвас.
День 3. Воскресенье.
В 4 утра, будучи разбуженный Владимиром, поел, залил фляги холодным и очень сладким чаем (чай был очень в тему и потом очень пригодился, когда от кисловатого вкуса сока ничего в рот не лезло). Потихоньку поехал обратно в Медгору. Нога болеть перестала и это радует, есть правда риск, что почернеет и отвалится
. В пятом часу утра было все равно прохладно, но уже терпимо, хотя люди рассказывали про 2 градуса тепла на приборе в самый пик дубака. Спуск на 17-м километре был мне знаком по позапрошлому году, но все равно довольно стремный – на самом сомнительном участке придержал тормоза – когда на 60+ подразбитая дорога вдруг уходит резко вниз некоторые органы начинают дрожать
. Мурманка от Медгоры запомнилась исключительно вежливыми водителями фур которые обходили меня практически по встречке. И запахи. Запах северного болота, подогреваемого солнцем, спутать нельзя ни с чем. Школу в Гирвасе
КП780нашел быстро. Лена ПР и Даша кормят едой. Говорят что Валик только что уехал, что сошли очень многие. Полчаса лежу, потом снова ем и выдвигаюсь. Вообще заметил такую вещь – если поесть, потом полежать и потом еще раз поесть, то в тебя влезет несколько больше еды без неприятных последствий. Дорогу до Шуйской я помнил по позапрошлому году, и запомнилась она жуткими ямами. Однако самые страшные участки на ней подлатали, и к Шуйской я подъехал довольно быстро и приятно – спасибо попутному ветру. Перед Шуйской меня догоняет отец на машине и говорит, что Валик сзади. Решаю дождаться его на следующем кп. Дальше ? Дальше был ад. Ад был до кп 880 и немного за ним. Ибо эта была мурманка в районе Петрозаводска. Дальнобоев было мало, зато было много местных грузовиков, которые не стесняясь сбрасывали меня на обочину. По этой причине ехал даже на спусках медленно – спрыгнуть на грунт на 20 км/ч – одно удовольствие, а на 35 – другое.
КП 880. Клуб Диких Волонтеров. Один из самых лучших кп. Удивляет наличие супа, возникают ассоциации с шестисоткой позапрошлого года - кто ездил или читал отчеты тот знает
. Ем, жду Валика, лежим почти час, и едем дальше.
Дальше снова мурманка, возникла мысль, что если доеду до финиша, то я и во сне буду играть в эту занимательную игру «Угадай грузовик». Т.е. угадай – оставит тебе грузовик метр полосы или нет – несколько раз я угадывал, а потом уже реально перепугался и спрыгивал на обочину сам. Потом был участок ремонта дороги с жутким гравийным грейдером, который только позабавил, не дав заскучать. Пока перекусывали после Пряжи, подъехал Вадим из Архангельска. Так втроем и ехали до Коткоозера. Где-то здесь на прямике пробую разогнаться-погреться. Выдаю на лежаке 46 на пульсе 140 так, как будто 140 – это максималка. Ничего не понимаю. Перед кп нас догоняет Кампи с Леной ПР на машине, делают пару кадров и уезжают вперед.
Коткоозеро
КП970 Здесь мы решили спать. Причем спать много. До утра. Ибо мерзнуть ночью больше не хочется, времени до лимита хватит, а на рекорды мы не претендуем. Едим и ложимся аж до 6 утра. Улыбает стрелка на стене спального помещения, указывающая направление вниз. У кого-то постоянно звонит мобильник, но сил протестовать нет. Человек пару раз говорит в трубу «Я сплю в лесу в Карелии. Отвалите».
День 4. Понедельник.
Просыпаемся, едим, и двигаем в Олонец. Первые километров 40 лес пахнет еще северным болотом, а вот после Ильинского уже преобладают запахи соснового леса. В Олонце фоткаем подвесной пешеходный мост – чего только не увидишь… В Ильинском поражает количество людей на велосипедах. Больше их я видел только в Ярославском городке Тутаеве. Небольшой перекур и снова борьба с ветром. Перед Видлицей моей зёпе становится совсем плохо – еду на зубах и стоя. Проезжаем финиш первой версии легенды. Выезжаем на берег Ладоги. На деревьях стрелочки «вперед», на стрелочках надпись «3 км». Круто, а то мы думали что «150 до Сортавалы».
КП1070. Алив и компания, наша машина, жизнь налаживается. Перекусываем и трогаемся в Питкяранту – всего-то 75 км, но как тяжело они дались ! У меня заболело все – зёпа, порезанная стопа, мышцы ног, но больше всего беспокоило резко занывшее левое колено. С коленом разобрался довольно быстро, установив причину боли – с утра почти не пил жидкости и вот результат. Плюс ко всему прочему больной руке стало несколько хуже – обычное онанирование плечом уже не давало того результата, что три дня назад. На подъезде к Питкяранте у нас возникла мысль заехать в аптеку и купить чегонить для колен. Валик развивает мысль – «И колес бы каких-нибудь». «Угу» - говорю – «Адреналина внутривенно и реанимацию в Сортавалу».
. Питкяранта (
1138) запомнилась нереальным запахом от целлюлозного комбината. Быстренько находим школу по схеме от Алива, короткий перекус, и пока кипятится чайник я ложусь на 2 минуты. Ощущения поражают – как будто с похмелья – над головой летают вертолеты. Общаемся с ребятами из Архангельска и Антом. Разговор помню очень смутно – кажется, я думал спросить - нет ли у них наколенников до финиша. Но в итоге поехал дальше, как было. Горки перед Сортавалой порадовали. Бодрые подъемы, где частенько пользовал край – 39/25 и хорошие спуски с относительно приемлемым асфальтом. Здесь нас третий раз накрывает дождик, но очень короткий – промокнуть не успеваем. За Ляскелей останавливаемся на небольшой горке чтоб доесть остатки еды. Пусть еда везет нас, а не мы еду. Нас проезжает сопровождение ребят из Пензы, спрашивают все ли в порядке. Все отлично. Идем на финиш. Только вот у меня перестало катить. Видимо чисто психологическое «умирание перед финишем» ибо по самому городу я мочил за 40. В итоге в Сортавале Валик мне привозит 6 минут. Но жизнь прекрасна !!!
Потом был душ в гостинице, перекус, фотки на память, общение с финишировавшими. И дорога домой. Хотя бы из окна машины мы поглядели на знаменитый приладожский грейдер, которым члены Балтийской Звезды пугают своих детей. Глядя на указатель «Приозерск 88», мозг автоматически сосчитал: «4 часа хода плюс полчаса полежать» - видимо пока медицина бессильна. Потом было убитое приозерское шоссе и город. В 5 утра мое тело легло полежать уже надолго. Насчет сна я был уверен что буду видеть фуры, которые пролетают в сантиметрах от меня, однако главное впечатление, это просыпание под утро с мыслью «осталась соточка». Мде.
Вкратце вот так. Всего конечно не воспроизвести, эмоций море, впечатлений еще больше. Всем еще раз большущее спасибо за этот праздник.
Немного циферок:
Время – 84:13.
Лежачий отдых:
460 Пудож - 4 часа
580 Челмужи - 30 мин
680 Пляж - 4 часа (реально спал часа 2)
780 Гирвас - 30 мин
860 КДВ - 1 час
970 Коткоозеро - 7 часов
Итого 17 часов. По факту могли спать и меньше, но холодные ночи поменяли планы.
Пройдено в дни:
4.07 – 460 км.
5.07 – 220 км.
6.07 – 300 км.
7.07 – 250 км.