Прошло наверное месяца полтора как я стал суперрандоннером 2015 (и одновременно с этим пришлось отменить планы на ПБП по медицинским показаниям, но это другая история). СР-серию проехал в Германии, под флагами клуба ARA Niederrhein. В рунете вроде как достаточно отчётов о прохождении знаменитых бреветов вроде того же ПБП, а я вот на протяжении нескольких месяцев и четырёх бреветов наблюдал рядовые будни европейского рандоннерства, это несколько другой опыт, попробую поделиться.
Начну, пожалуй, с общей диспозиции. Велоспорт в Германии любят. Например, в нашем небольшом городе с населением неполных 600 тыс человек есть несколько любительских велоклубов. В клубах - покатушки/тренировки/марафоны. Если кто реально гоняется - добро пожаловать в класс С бундеслиги. Ближайший из местных клубов находится от меня в шаговой доступности. А вот ближайший _рандоннерский_ клуб - аж за 100 км. Да и вообще рандоннерских клубов всего 13 на всю страну. И бреветов каждый из них проводит ровно четыре в году. Из всего этого естественным образом вытекает, что случайных людей на бреветах нет. Кому надо погоняться и выйти 200 км из 6-ти часов - делают это в других местах. А рандоннеры - на старте 200-ки 150 человек, и на старте 600-ки те же самые 150 человек. И каждый второй в футболочке ПБП.
Однако же про рандоннеров здесь в народе знают. Это в России скажешь кому про веломарафон 400 км - не поверят, а в Германии понимающе кивнут: "Аааа, аудакс?"
Как организован типичный европейский бревет? Организатор снимает помещение местного спортклуба, которое становится стартом и оно же - финишем. Рядом с клубом - парковка, ибо без машины ты туда хрен доедешь (я, однако, нынче безлошадный, но об этом позже). В самом клубе - раздевалки и душ. На старте - бесплатные чай-кофе-вода-пирожки-батарейки для фонариков. На финише - бесплатный суп с булкой. Впрочем, тут же стоит баночка для чаевых.
Ах, да, финансовая сторона вопроса, стартовый взнос - 17 евро с медалью, 7 евро без.
У меня, как уже говорил выше, машины временно нет. Вернее, машина-то есть, нет немецких прав. Поэтому добираться от дома и обратно приходилось на поездах, это добавляло приключений. Старт обычно в 8 утра, в это время поезда ещё не ходят, финиш - по способностям, моих способностей не хватало чтобы успеть до последнего поезда. Что делать? Правильно, снимать номер в отеле. А это дополнительные затраты 100 евро на бревет. В итоге после 300-ки я купил себе биви, и спал просто под ближайшей к старту/финишу ёлкой. Привет тем, кто здесь любит поговорить про "неудобно с финиша на электричке домой добираться"
О чём ещё можно сказать? Организация старта-финиша, конечно, не такая раздолбайская, как в БЗ
Выдают самые настоящие бреветные карточки. Отпечатанные на красивой жёлтого цвета плотной бумаге, с логотипами и печатями Audax Club Parisien. При получении карточки ты натурально расписываешься в её получении. На каждом КП тебе в карточку тоже ставят время с печатью и подписью. Причём КП, как правило - это супермаркет, или кафе, или заправка. Уж не знаю, договариваются ли с тамошним персоналом орги, но просьба расписаться и поставить печать никогда ни у кого вопросов не вызывала.
Собственно, сам старт - ровно в назначенное время группами по 30 человек. В момент старта группы выпускающий - она же жена президента клуба
- перекрывает прилегаюшее шоссе и со слезой в голосе желает стартующим счастливого пути, ну натурально прошание славянки, разве только платочком не машет
Она же на финише стоит на раздаче супа и заводит всех присутствуюших апплодировать каждому финишируюшему. Приятно, чёрт возьми.
Вот, наконец, мы и добрались до главного - до собственно бреветов. А, нет, не добрались
Нужно ж ещё о рандоннерах рассказать
Средний возраст... ммм... вот мне - 38, большинство постарше меня будут. Молодёжи нет. Среди рандоннеров нашёлся человек, неуловимо напоминающий С`АндрО. Реально натуральный С`АндрО, разве только более ушастый
) Он мне запомнился старым великом с нарамными переключателями и прикрученным к багажнику искусственным нарциссом. Кстати, о великах. Немало старья. Видел человека на Дахоне 8-[] Меньшинство, но достаточно заметное - на рекумбентах. Среди них выделяются веломобилисты. Веломобиль - аццкая штука с карбоновым кузовом, посмотрел на
http://www.velomobiel.nl/ - 7 тыщ евро стоит, провалиться мне на этом месте.
Ну, и, вот... Наконец - о бреветах!
Едут все откровенно неспеша. Перечитываем выше строчки о том, что гонщики до старта бреветов обычно не доезжают. Помню, все бреветы от БЗ, которые ездил, проходили по примерно одной схеме: сначала бодрый старт, полёт до первого КП со свистом (надо же не отставать от лидеров!), на первом КП понимаешь, что выдохся, и начинается мучительная тягомотина 200-300 км до финиша под мысли о том, какой же ты всё-таки слабак. Среди местных рандоннеров, держа тридцатник на спидометре, обнаруживаешь, что группа лидеров не так уж и далеко ушла. А если и ушла, то ты их нагонишь у ближайшего ресторана. Именно благодаря такой атмосфере я, наконец, понял, как нужно ездить бреветы. Бреветы нужно ездить в кайф! В моём варианте это не разгоняться больше 25 км/ч по плоскачу и не фанатеть на подъёмах. Такой стиль езды позволяет моему организму добираться до финиша бодрым и полным впечатлений. И перед пацанами нисколечки не стыдно, ибо всегда найдётся чувак в футболочке Лондон-Эдинбург-Лондон, который финиширует после тебя. Кстати, по иным из них часы можно сверять. Помню, на 600-ке я хорошо поспал, потом потупил, потом поел, приехал на последнее КП где-то за полчаса до закрытия, обойдя по пути толпу народа - ну, думаю ребятам наверное надоело, сойти решили за 150 км до финиша, бывает. Так вот, приехал на КП, закупился водой, забодяжил изотоник, в сотый раз перепаковал сумки, стою наслаждаюсь солнышком - и вдруг за 5 мин до закрытия КП прилетает пелотон дойчей =))
Маршруты бреветов однообразны. 400-ка и первый день 600-ки повторяли 300-ку с минимальными изменениями. Второй день 600-ки был расширенным вариантом 200-ки. О том чтобы показать рандоннерам как можно больше видов никто не беспокоится. Хотя дорог и вариантов куда поехать тут до фига. Зато вот условия езды по ходу маршрута очень разнообразные. Сначала плоскач с ветром - а ветры тут, в долине Рейна, хорошие бывают. Потом - горы. Ну как горы. Набор высоты на 200-ке составил 950 м, на 300-ке - 2300, на 400-ке и 600-ке - по 3700. Мне с непривычки показалось, что это много. Ан нет, у какого-то из немецких рандоннерских клубов, мне рассказали, 600-ка традиционно идёт чуть ли не с 10000-ым набором! Плюс ещё периодически брусчатка. Ну или просто хреновый асфальт - по местным ПДД, если есть велодорожка, то ты обязан переться по ней, а асфальт там может быть ну совсем некатючий... Однажды, помню, мало того что асфальт был некатючий, так ещё и корни деревьев под асфальтом, реально был риск навернуться, и поэтому мы поехали всё же по ПЧ. Мы - это пелотон, наверное, человек 30. И вдруг за нами - грузовик... И ему реально нас не обогнать без выезда на встречку, а по встречке машины едут. И вот он тихонько пыхтел за нами километров, наверное, пять, пока не появилась возможность для безопасного обгона, обгоняя, на прощание по-дружески гуднул и отсалютовал рукой - это к вопросу о водителях муковозов, утверждающих что "да нормально я ехал"...
Так вот, маршруты немецких бреветов, по сравнению с питерскими, полны приколов: ветров в морду, рельефа (помню, кстати, один участок где сначала 15% спуск, а потом - да - 15% подъём), брусчатки или хреновенького асфальта, а ещё - перекрёстков/светофоров/велопешеходных дорожек с играющими детьми и тому подобной дребедени. Помню в Голландии (бревет обычно охватывает, кроме Германии, Голландию и Бельгию) в раёне города название забыл было штук пять или семь перекрёстков с круговыми развязками подряд, а на каждой развязке - светофор специально для велосипедистов. Вот это тогда реально выбесило. Я бы ещё может и наплевал на автосветофор, но когда это велосветофор и ты по нему поедешь на красный - то будешь выглядеть реально дебилом. Конструкция голландского велосветофора такова что нужно подъехать, остановиться, нажать кнопочку и ждать зелёного. Причём кнопочка - на столбе такой высоты, за который толком не ухватишься. Рассчитано на ситибайкеров, ситибайкер подъедет и ноги поставит на асфальт. А мне встёгивайся-выстёгивайся, проедешь метров триста - и снова... Попробовал однажды не выстегнуться, так всё же свалился - багажник перевесил, да и после 500 пройденных километров чувство равновесия уже немного не то...
Да, насчёт багажника. Любителям катать налегке в "альпийском стиле" остаётся делать это в Альпах. В здешних краях не так. Весной днём запросто может быть +15, а ночью - +1. Стало быть, в сумке должен лежать полный комплект зимних шмоток. Плюс 400-ка и 600-ка, как правило, частично выпадают на воскресенье или праздник какой-нибудь, а воскресенья-праздники для немцев - святое. Не работает ни один даже самый захудалый супермаркет. Поскольку места некурортные, отелей-ресторанов на пути тоже минимум. Без запаса еды-воды на багажнике ехать стрёмно.
Ну и про 400-ку. Здесь нет формата "ночная 300-ка". Вместо неё - ночная 400-ка. Старт в 21-00, финиш до 24-00 следуюшего дня.
В заключение позволю себе дать рекомендацию клубу БЗ. После финиша 600-ки, за миской супа, я, по правилам вежливости, сердечно благодарил президента клуба за блестяще организованную СР-серию и за интересные, насыщенные приколами маршруты. И он спросил, а что, разве под Питером совсем-совсем нет гор, даже на длинных маршрутах? Тут-то я вспомнил про бревет Горный и Коробицино и прикусил язык... Вот, соответственно, идея. БЗ проводит до фига бреветов каждый год. М. б. ввести ежегодную практику проведения СР-серии на европейский манер, обозвать её каким-нибудь особым именем, например, "Евро-СР-серия" или как ещё, неважно - просто чтобы выделить её среди остальной толпы бреветов. Ну и чтобы бреветы шли один за другим с перерывами в три недели, причём начать можно даже пораньше, хрен с ней с погодой. И чтобы на каждом из бреветов уважаемых рандоннеров загонять в Коробицино, хрен с ним с разнообразием, да будет рельеф! И, может, найдутся участки с асфальтом поплоше, не надо только по вылизанным шоссе ездить. Под "поплоше" я не имею в виду ахтунг подобный "Париж - Рубе", а вот помню на подъезде к "Париж - Рубе" дорога как раз являла отличный образчик "европейского хренового асфальта" - вроде шершавый, небольшие выбоинки, но гнать ещё можно. И чтоб 400-ка была с вечерним стартом. И, в принципе, даже со старт-финишем в одной точке можно поиграть - как раз решит проблему развязок с КАД и муковозов, если не базу отдыха снимать, то пусть даже палаточный городок разбить - у вас это можно, в отличие от Германии
Впрочем, любой совет ценен в первую очередь тем, что его можно проигнорировать - вам там на месте виднее.