Тип маршрута: линейный, кольцевой, звездный?
Маршрут типа «туда-обратно». Самая дальняя точка от Пензы – мемориал на месте посадки Ю.А.Гагарина.
Собственно то, что обратный путь проходит ровно по той же дороге, меня больше всего огорчает в данном маршруте. Получается как бы в два раза менее интересно.
Планирует ли Пенза проводить этот маршрут ежегодно?
Данный марафон планируется проводить регулярно, но, вероятно, не каждый год. Мы обсуждали этот вопрос с руководителем клуба В.В.Басалаевым. По отзывам участников, один и тот же маршрут многим надоедает. Вероятно, будет несколько 600-км маршрутов в разные стороны от Пензы, которые будут проводиться в определённой очерёдности.
Ехал ли ты на своем ал шоссейнике и на какой резине: марка/размер?
Удачен ли был твой техно выбор?
А у меня другого ничего и нет.
Резина – Michelin, впереди – 23 мм, сзади 25 мм. Думаю, что выбор вполне оптимальный. Но можно проехать и на обеих 23 мм. Правда, на такие марафоны я вожу с собой две запасные покрышки. Если ехать без запасных покрышек, то для уверенности надо ставить что-то типа Nokia 28 мм.
Время старта?
Запланировано было в 8:00. Фактически – в 8:18.
(На старте кто-то сказал «8:30, поехали», но это было ошибкой.)
Поезд №302 из Москвы прибывает в 7:35, расстояние от вокзала до места старта составляет примерно 2,5 км. В принципе, если грамотно подходить к разборке-сборке велосипеда и не брулять на вокзале, можно успеть и к старту в точности в 8:00. У нас задержка была из-за долгого сбора велосипеда Димы (прикручивание переднего крыла, навешивание на руль «переднего багажника», который состоит из нескольких полиэтиленовых пакетов, привязываемых хитрым образом к рулю, и т.п.).
На старте действительно ждали, пока мы приедем с вокзала, и задержали старт.
Не исключено, что в следующие годы фактор прибытия поезда №302 будет учитываться изначально, и старт будет планироваться в 8:15 или 8:30.
После какого километра был организован спальный КП?
Спальный КП был организован в самой дальней точке маршрута – КП-4 (308 км) около мемориала в честь посадки Ю.А.Гагарина.
Как он выглядел: палатка, спортзал, гостиница?
На это место выезжала машина с организаторами. На старте каждый участник (или группа участников) мог положить в эту машину всё, что ему (им) необходимо для сна: палатку, коврики, спальники. Организаторы на месте этого КП ставили все сданные палатки.
То есть, сам участник заботится о принадлежностях для сна. Я спать не планировал, палатку и спальник в машину не сдавал.
Там же участников кормили супом, курицей, чаем с печеньем и сладостями, утром – также и бананами.
Самая низкая температура ночью?
Если речь идёт именно о ночи, то в тёмное время суток (с 22:00 до 4:00) температура не опускалась ниже +13° С. Но вот в 6:15 утра я проезжал сильный туман, температура упала до +9° С. Однако, данный факт отражает особенность местности, которую я проезжал в седьмом часу утра воскресенья (район Радищево-Воронцовки), а не общую картину.
Количество доступных продуктовых магазинов на трассе.
На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Круглосуточные магазины есть только в городе Энгельсе (за 37-17 км до спального КП-4 и, соответственно, через 17-37 км после него). Большинство магазинов в Пензенской области (примерно первые 135 и последние 120 км) работают в режиме 8:00-21:00, там они встречаются через каждые 20-40 км. В Саратовской же области нередко у магазинов воскресенье (второй день марафона) – вообще выходной. Актуально начало работы магазинов и кафе во второй день пути. Если бы со спального КП я выехал бы на полчаса раньше, то (Энгельс не в счёт, поскольку первые 40 км не актуальны) до самого Лопатино ничего работающего не нашёл бы – а это около 205 км от КП-4. Однако, в Новые Бурасы (124 км от КП-4) я подъехал в 7:10, там первый магазин (называется «Кооператор») работает с 7:00. В Тёпловке (116 км от КП-4) магазины работают с 8:00, в Воронцовке (105 км от КП-4) и Радищево (94 км от КП-4) – что-то даже не обратил внимания на наличие магазинов. Увы (виноват).
Замечу также, что было замечено несколько магазинов по пути, которые по идее (вывеске) должны были работать, но, увы – были красноречиво закрыты на замок.
В дополнение к легенде-2007 также полезно знать о кафе за 2 км до объездной дороги (237 км) – кафе слева, сразу после того, как ж.д. проходит над шоссе по мосту. На пути туда мы там попили чайку. Кафе якобы круглосуточное, но ни в 4 утра, когда туда пытался попасть Ваш Покорный Медведь на обратном пути (379 км), ни в 8, когда ехала следующая группа, оно не работало.
Количество доступных источников питьевой воды на трассе: колодцы, колонки, родники?
Колодцы или колонки встречаются почти в каждой деревне. В Пензенской области и в начале Саратовской – через каждые 10-15 км. Правда, не могу сказать, все ли они работают. Сам ни разу ими не пользовался – покупал воду и напитки в магазинах, либо утолял жажду в кафе. На участке от Радищево (214 км) до дачного посёлка (262 км) вблизи Энгельса (начало Энгельса на 270 км) дорога идёт, обходя населённые пункты. Там, да и в самом дачном посёлке колонок/колодцев не замечено. Соответственно на обратном пути колонок/колодцев нет от Энгельса (345 км) до Радищево (402 км).
Каких-либо указаний на родники замечено не было.
Самые протяженные подъемы
Тёпловка – Новые Бурасы (на обратном пути), общий набор высоты около 120 м на 8 км, в среднем уклон не сильный, но есть метров 500 прямо-таки горного уклона.
Каржимант – в сторону Пензы (также на обратном пути), общий набор высоты около 100 м примерно на 8-10 км, самый длинный тягун.
Вообще, много именно тягунов с набором высоты порядка 50 м. Общий набор высоты на всём пути – 3500 м (по французской системе подсчёта, то есть, мой CM414 показал 3078, прибавляем ещё примерно 15%).
Самые скоростные спуски:
мах скорость,
Порой можно развить до 60 км/ч, не крутя педали. У меня максимальная скорость оказалась равной 57 км/ч.
ямы,
В целом, асфальт хороший, в том числе – просто отличный на спуске к Каржиманту, когда едем в сторону от Пензы. В других случаях есть участки разбитого асфальта, но весьма малый трафик позволяет ехать по той части дороги, которая наиболее приемлема. Конечно, если постараться, ямы найти можно.
неходовые повороты, серпантины?
Таковых нет.
Процентное соотношение типа покрытия: асфальт-бетонка-грейдер-грунтовка?
Асфальт (от отличного до разбитого) – 571 км.
Бетонка – нет.
Грейдер – 22 км (11 км на пути туда и те же 11 км – обратно). Более, чем на половине этого участка параллельно идёт более ровная полевая дорога (чернозём), по которой в сухую погоду ехать приятнее. Именно приятнее, а не быстрее или легче: трясёт меньше, но сопротивление больше.
Грунт (чернозёмная полевая дорога, с одной стороны – луг, с другой – пашня или поля зерновых) – 8 км (4 км на пути туда и те же 4 км – обратно). В случае дождей возможны проблемы с преодолением: чернозём может налипать на колёса, тогда надо ехать или даже идти по лугу.
Возникает вопрос, а нельзя ли обойти этот участок грейдера + грунта? Можно, но существенно более напряжённым трассам. Как раз этот участок делает данный путь из одной области в другую непроходимым для большинства машин, в особенности – фур. Как результат, на большей части пути– трафик очень маленький, а фуры просто отсутствуют. Идеальный путь для марафона. Как уже выше написано, на участках с плохим асфальтом можно выбирать, по какой полосе ехать, машин очень мало (по московско-питерским понятиям их просто нет).
Вообще, местность очень красивая – много холмов и долин рек. Преобладают луга. В конце июня можно видеть самые разнообразные цветовые сочетания. Красиво. Чуть севернее границы Пензенской и Саратовской областей чувствуется переход от природы южной части средней полосы России к природе Черноземья. Впечатляет пересечение Волги по мосту, длина которого – около 6,5 км. Ночью весь мост освещён.
О ночной езде. Примерно 30 км пути освещены – это улицы Энгельса (20 км), мост с подъездами (7 км) и ещё 2-3 км на объездной вокруг Саратова.
Если примериваться к местам возможного самостоятельного отдыха в палатке, но на большей части маршрута приемлемое место можно найти в течение нескольких километров после возникновения желания. Исключение – участок, начинающийся за несколько километров до Волги до окончания Энгельса (~252-290 км на пути туда, ну и, соответственно, – 325-363 км на обратном пути).
Какие из перечисленных вопросов были отражены в легенде?
Суди сам, вот она – легенда:
http://www.velo.penza.ru/maraf/vestnik/vestnik_031.pdf
В принципе, по предложенной в этом году легенде можно было довольно просто проехать маршрут. Хотя любители «уехать в Тихвин» (или, в терминах 2007 года – «посетить Ступино») и здесь вполне могли бы найти такую возможность. В качестве почти шутки – если на обратном пути от Новых Бурасов поехать немного левее (на запад вместо северо-запада), то через 12 км появится дорожный знак
«Лох». Для участников марафона это тонкий намёк на то, что заехали не туда (аналог
«No PBP» на Париж-Брест-Париж). Хотя, вообще-то, это просто такое название посёлка.
В целом, на мой взгляд, эта легенда, по крайней мере, явно не хуже, чем традиционно выдаваемые легенды от БЗ.
С другой стороны, конечно, легенду можно улучшить. Рад сообщить, что мои советы по этому поводу были с благодарностью приняты руководителями марафона.
Добавлю, что после марафона я составил свой вариант легенды.
В стандарте MGG-2006 коэффициент сложности трассы составил 1,100 (660/601).
Для сравнения:
Лондон-Эдинбург-Лондон: 1,120
Париж-Брест-Париж: 1,090
Москва-Котлас-2006: 1,080
Онега-Ладога-2005: 1,035
Волга-Дон-2005: 1,020
Вокруг Ладоги-2004: 1,065
Москва-Нижний Новгород: 1,030
Москва-Ярославль: 1,040
Крымская Роза-Судак-Алушта-Симферополь: 1,195
Вообще, конечно, этот маршрут не для «гонсчиков», желающих устанавливать всякие рекорды и «делать» друг друга. Этот маршрут для любителей просто преодолеть большие расстояния и полюбоваться природой. (Хотя, получается, я тут установил новый рекорд прохождения этого марафона. Но это получилось как бы попутно, цели такой не было и впредь не будет.)
Может возникнуть вопрос, а можно ли приехать на марафон, потратив только субботу и воскресенье? Из Москвы – можно, если преодолеть дистанцию быстрее, чем за 34 часа. Выезжаем из Москвы в пятницу вечером в 16:48 поездом №302. Прибываем к месту старта в субботу утром в 7:35. Старт, допустим, в 8:20, 34 часа пути до финиша – это 18:20 воскресенья, ещё 50 минут до вокзала, 19:10, полчаса до поезда. Поезд №51 «Сура» отправляется в 19:40. Только билеты надо купить заранее. В воскресенье вечером их, естественно, уже нет. В 8:23 поезд «Сура» прибывает в Москву.
Вообще, с билетами в последний момент могут быть сложности. Когда в четверг утром мы с Димой решили ехать на марафон, на пятницу билетов до Пензы не было никаких, ни на один поезд. Потом я ловил билеты в Интернете и сообщал Диме. Первая попытка была неудачной. Но, вероятно, в 21:00 сняли бронь и на поезд №302 появилось 7 билетов. Я тут же сообщил Диме, он поехал на вокзал и, отстояв некоторую очередь, успел-таки взять два самых последних билета (купейных).
Примечание: все километры здесь даны по моему компьютеру, откалиброванному с точностью не хуже 0,15%. Длина всей нитки маршрута от старта с подвесного моста до финиша в 300 м после столба 110/7 получилась равной 601 +- 1 км (лишние метры отъездов в сторону вычитались).