Бревет "ПТРЗ - Тосно по грунтам, 600 км" AKA "каменисто-вязкопесчаная шестисотка". Отчет. Много букв.
Уже из названия бревета(Тосно
) становилось ясно, что для успешного его прохождения понадобятся:
1) командная работа
2) правильно подобранные и тщательно проверенные схемы
В предверии бревета командная работа была многократно отработана в покатушках и других бреветах, а схемы использовались бАянные, с успехом применяемые нами в грунтово-асфальтовых покатушках.
Согласно выбранной стратегии бревет был разделен на 3 этапа:
1) "до парома"
Цель: за 6 часов проехать стартовые 137 км(средняя скорость 23 км/ч), отдохнуть минут 20 на КП и переправиться на пароме на другой берег Свири.
2) "до спального КП"
Цель: за 10 часов проехать 190 км до спального КП(средняя скорость 19 км/ч ибо около 90 км самого сложного на бревете грунта), постараться за эти ударные километры не выкрутиться в 0 и не ввязаться в откровенную гонку или откровенный матрас.
3) "до финиша"
Цель: после 2-3 часов сна максимально равномерно и стабильно осилить финальные 290 км бревета, приехать на финиш до наступления темноты и избежать откровенного лосизма(чтобы после бревета не было ж0сткого отходняка)
Старт.
В 7:30 подкатили с
dummkopf на старт и стали ждать остальных участников. Дождались только Владимира Пашкова и группы поддержки из велоклуба "Колесо". Остальные же участники видимо решили вместо раннего старта качественно и долго позавтракать в кафе, покрутив в конце дня лишние 1-1.5 часа в темноте по грейдеру.
Впрочем, на наш настрой данная ситуация ни разу не повлияла. Оперативно подошедший на старт
kireich выдал легенды и карточки участников, забрал рюкзаки в машину сопровождения и в 8:03 мы с
dummkopf радостно стартанули.
1) "до парома"
Особенность первых км после старта состояла в постоянном наборе высоты(старт у озера 33 метра, выезд из ПТРЗ через 8 км примерно на 120 метрах). Так что как-то не БЗ-стайлилось.
Катили размеренно и почти по выбранному темпу. Температура воздуха(+3.5С в 6 утра) тоже не способствовала излишне бодрому вкручиванию.
На выезде с ПТРЗ начались затяжные пологие спуски => темп вырос, да и с каждой минутой солнце грело все сильнее и сильнее. К моменту выезда на грейдер за Шелтозером(90 км от ПТРЗ) уже на 35 минут опережали график => на грейдере была возможность поматрасить.
Но матрасить как-то не получилось. Грейдер очень хороший - ровный, твердый, с минимумом гребенки, отсыпан мелкой каменной крошкой. Приятный затяжной спуск в Щелейках(50+ км/ч). После Щелеек вообще идеальная грунтовка - совершенно ровный, твердый и сухой грунт. Уже на 45 минут опережали график => было принято решение "
а не полосить ли нам слегка, приехав на более ранний паром?".
Взвинтили темп. Приехав в Вознесенье в 13:15. За 15 минут до отправления парома. По расписанию.
В реальности же паром отчаливал как раз в момент нашего приезда => пришлось 1:15 матрасить на КП, греться на солнышке, уничтожать еду и флудить с волонтерами и другими участниками. Фактически летняя к тому моменту погода способствовала.
2) "до спального КП"
На пароме в 14:30 переправились на другой берег в компании
Владимира Пашкова,
Грязного Гарри,
Victor и
A3boot. За 1:15 на КП успели как следует отдохнуть => сразу же начали вкручивать в привычном бодром темпе. И покатили опять вдвоем. Впрочем, через 5 км нас успешно догнал Гарри и дальше катили уже втроем.
На затяжном 13% подьеме в деревне Кипрушино я качественно так ощутил негативный эффект от переедания на КП. Еле-еле вьехал на пульсе 170, обливаясь потом. К счастью, следующие крутые подьемы были очень и очень нескоро, асфальт отличный, много затяжных спусков => снова покатило.
После выезда на дорогу Лодейное Поле - Вытегра стал задувать качественный попутный ветер, асфальт стал еще лучше, катимость сделала ++, крейсерская скорость стала стабильные 30+ по плоскоте. Катило так замечательно, что даже смену сдавать не стал. Две качественные горки перед отвороткой на Винницу темп слегка поубавили, но особо не впечатлили.
До Заяцкого 15 км отличного сельского асфальта, затем км 10 хорошего песчаного грейдера(хотя уже заметно худшего чем в Карелии, да и автотрафика многовато) и снова 10 км идеальнейшего асфальта до Винниц. В самом поселке мегагорка(для нас под спуск) и просто обилие старинных построек. Причем не развалившихся лачуг, а вполне ухоженных.
На выезде из Винниц началось ЭТО.
Легендарная дорога Винницы - Алеховщина. Которую называли "
самой горной дорогой ЛО", но в реальности оказался прав Гарри со словами "
по сравнению с качеством покрытия рельеф там не замечается".
Почему не замечается? Да потому что дорога та уникальная.
Удивительное сочетание огромных кол-в сухого и вязкого песка по обода с не менее огромными кол-вами острых камней и великолепнейшей гребенки от колес авто. При езде по такому одновременно:
1) вязнешь в песке(ощущение езды по снегу зимой)
2) колбасишься на камнях(так, что даже ступни через ботинки педалями отбиваются)
3) прыгаешь на гребенке
И все это дело происходит постоянно или в подьем, или на спуске. Плоскоты нет, твердой траектории нет, ровной траектории нет. Аммовилка конечно почти все отрабатывает, но по ощущениям от седла и педалей очень и очень хотелось двухподвес. Трейловый какой-нибудь. Диванообразный.
И вот в таких вот суровых условиях Гарри начал взвинчивать темп. На ригиде. Такой вот байкер с железными руками и каменным седалищем.
Километров 15 мы в таком темпе выдержали, а потом решили "нафиг-нафиг", вывалили и сделали затуп у ручья.
Поели, попили, умылись и поехали дальше в комфортном нам темпе. В районе Ратигоры и Ефремкого встретив легендарные серпантины. Каждый раз км по 1.5 в горку, в горку и еще раз в горку. С 13+% уклоном. По вязкому песку. Вообщем, ВокругЛадоги сильно легче. Скорость 7-8 км/ч, передача 1-3, крутишь только сидя(стоя пробуксовка заднего колеса). Распевая песни из кинофильма "Трактористы" медленно, но верно взбираясь в горку. Очень сильно захотелось сьездить покатать в Эстонию. Чтобы идеальный асфальт, и плоскота, плоскота, плоскота. И матрасить, матрасить, матрасить.
После серпантинов песка стало поменьше, ему на смену пришел острый камень, да и рельеф в стиле "все время в гору" стал утомлять. За 18 км до Алеховщины выехали на долгожданный асфальт, сделали небольшую остановочку прямо на границе асфальта и грунта и радостно поехали дальше. В самой Алеховщине магазина в 300 метрах после реки не обнаружив.
Через пару км после Алеховщины включили фонарики(стемнело, однако). Фонарики не ашанодиодки какие хламные, а 12W диоды P7 => крейсерская скорость как днем, под спуски скорость не снижали.
И вот на вьезде в очередную 9% горку асфальт превратился в вязкий и мокрый песок.
(отворотка в ЯВШИНИЦЫ). До спального КП оставалось 13 км, хотелось просто матрасненько докатить, а не бороться с трассой. После деревни образовался 10% подьем по еще более вязком песку.
Еле-еле вьехали, воображение рисовало картины "
и вот так вот все 13 км до КП, в 10+% горки по вязкому песку, часика за 2, а потом с утреца еще 45 км такой радости".
На вершине горки остановились чтобы собраться с духом перед предстоящим подвигом, я лег на песок и стал несдержанно выражать свое возмущение качеством дороги.
И, о чудо, на оставшихся 13 км до КП дорога стала:
1) ровная
2) твердая
3) почти все время под горку
Км за 3 до КП
dummkopf как-то очень сильно снизил темп и стал отставать. Заголодал => сделали еще одну остановку. С комментами "
Sorry, купил маленько жестковатое печенье, как-то фигово оно кушается" выдал ему свой пищевой НЗ. Через минут получив назад пустой пакет.
Не бывает невкусной еды, бывают излишне сытые рандоннеры. На КП приехали на 1:45 раньше чем планировалось.
С удивлением обнаружив, что Гарри опередил нас всего на 20 минут(
"по грейдеру в темноте был вынужден катить 12-13 км/ч"). Вкусно и качественно поужинали(огромное спасибо героическим волонтерам !!!), пофлудили на всякие разные темы и завалились часика на 3.5 поспать. Благо что в отличии от ВокругЛадоги ночь была теплая и сухая.
В 3:30 утра мы с
dummkopf проснулись, а Гарри лениво уточнил когда там лимит времени заканчивается и остался дрыхнуть до рассвета. Минут 45 ели, пили, готовились стартовать(благо что ночь была довольно теплая) и в 4:15 начали второй ездовой день.
3) "до финиша"
Первые 45 км после старта снова грунт. Км 20 из них отличного ровного грунта(неспешно и размеренно так раскатывались), а потом снова гадость - расколбас, камни, гребенка, вязкий песок. После Сосновки еще и рельеф стал крутыми холмиками. По сложившейся традиции, финальные несколько км перед асфальтом отборнейший каменистый расколбас и вот он, долгожданный идеальнейший асфальт в Серебрянке. Как же по нему КАТИТ. После всех этих ночных грейдеров. Одно НО - на грейдере катить ночью жарко, а на асфальте сразу дубеешь. Особенно часов в 6-7 утра.
От Серебрянки до Тихвина пустынное и плоское шоссе. С каменной крошкой на гудроне, но для байка почти везде вдоль обочины полоска гладкого асфальта. Пейзажи вокруг леса, болота и озера. Сам городок Тихвин довольно древний - обилие очень старых деревянных домов. От Тихвина до поворота на Кириши пустынное плоское шоссе с огромными прямиками, довольно хорошим асфальтом, редкими речками где-то внизу у насыпи дороги и болотами вокруг. Монотонная пилежка по однообразному шоссе порядком утомила, меня стало клонить в сон. Чтобы не уснуть был вынужден непрерывно ехать лидером группы.
КП на озере не обнаружили, магазинов в предшествующих населенных пунктах тоже(пожалуй участок Тихвин - Кириши это самый глухоманный участок бревета) => сделали небольшой привальчик для отдыха и покатили до кафе в Киришах. Дорога Будогощь - Кириши по рельфу, неровному асфальту и обилию автотрафика сильно напомнила Приозерское шоссе. Практически непрерывный поток авто.
В Киришах со второй попытки нашли нужную заправку с кафе(на первой заправке кафе нет) и стали качественно так обедать. Правда солянка в том кафе плохая/негодная. Порции огромные, но по большей части бульен. До идеала марафонской солянки(кафе у Выборга) ой как далеко. Ну хотя бы не солянка из пакетиков как в кафе на Приозерке у Сосново. Город Кириши и одноименный НПЗ не радуют экологией - за 5 км до вьезда в город стал ощущаться конкретный такой запах бензола.
Шоссе А115 за Киришами вообще мрак.
Очень узкая дорога и непрерывный поток ведротрафика. В том числе фуры, едущие очень близко. Были очень рады когда свернули на сельскую дорогу в направлении дач.
А вот дальше стало интереснее. Появились элементы ориентирования.
Асфальта не 1 км как в легенде, а все 5. Зато за ним идеальнейший лесной грунт. Ровный, твердый, плоский => сразу же вспомнилась Карелия и темп резко вырос. А
dummkopf сказал: "
прямо как в покатушках, еще бы трофи-рейда участочек для полного счастия". Лучше бы молчал.
Ибо вскоре доехали и до трофи-рейда. Залитая водой колея по глине.
Сверился с GPS, убедился что: "
Да. Все верно. Это очередная изюминка бревета", прикинул по карте что ТАКОГО может быть км 4 и начал пачкать глиной вел и боты. Трофи-рейда оказалось всего метров 500, но и этого хватило чтобы заляпать глиной байк до подседельника. Такие вот суровые бреветы.
Дальше до Смердыни отличнейший грунт, со Смердыни все большее и большее ухудшение качества дороги. К Рамцам все бАянные для этого бревета радости грунта(камни, вязкий песок, гребенка) уже в наличии. В Липках снова асфальт и красивейшие сельскохозяйственные пейзажи вокруг. От "лунное плато"(огромное идеально ровное поле без следов растительности) до бурных зарослей морковки и нескрайних зеленых лугов.
В Ивановском опять начало грунта. Нематрасного такого грунта. Твердое основание дороги, а сверху навален щебень см по 3. От края до края. Катили по обочине(где щебня хотя бы не так много) со скоростью 18-20 км/ч. На финальных 5 км этой радости считая каждый пройденный километр.
От Шапок до Тосно огромные прямые, асфальт неидеален, но после грейдеров уже все пофиг. Особенно когда попутный ветер позволяет ненапряжно держать хорошую крейсерскую уже фактические в режиме закатки.
В самом Тосно огромный ЖД узел и виадук над ним(стало понятно почему у некоторых аборигенов возникают идеи о совершении террактов на ЖД транспорте при помощи унитаза и лома
).
Неспешно доезжаем до гостиницы(персонал которой абсолютно спокойно и адекватно относится к появлению байкеров с байками - влияние Тосненского тура ???) , радуемся что приехали на 50 минут раньше запланированного, размещаемся в номере, переодеваемся, принимаем душ(а я еще тщетно пытаюсь отмыть боты от глины), ужинаем. С удивлением обнаруживая, что и ужинать особо не хочется(так матрасили, что не успели еще проголодаться), да и в сон как-то не клонит. Ну(собственно как и ставилось одной из главных целей бревета) и самочувствие байкеров после финиша весьма далеко от переутомления. Отличный такой бодрячекс и готовность хоть прямо сейчас еще n км накатить.
Утром проснулся ни свет ни заря(в 4 часа) с ощущением(и готовностью) куда-то снова ехать долго и качественно.
Наверное надо Кампи просить чтобы на следующий год на эту 600тку убавил асфальта и добавил грунта, а то и вовсе забацать 1000 км бревет в аналогичном грунтово-асфальтовом формате. Насчет грунтовой СР-серии так и вообще все однозначно - надо делать. Отличная и куда более интересная альтернатива стандартному набору бАянных маршрутов.