После моста асфальт отличный. Правда, слегка крупнозернистый. Местами есть дырки, но на фоне отсутствия авто трафика, - они не мешают.
- Как должна выглядеть тундра? – спрашиваю по телефону знакомых.
- Ну, это местность с маленькими деревьями, мхом, болотами.
- А почему я целый день еду по горам? Визуально – это Крым.
- Ты карту правильно держишь? И поезд точно в Мурманск приехал?
Вообще, вопрос «а вы знали куда едите?» задавался мне регулярно. Я, действительно, не парился с визуальным представление местности. Интересовало только покрытие дороги – асфальт, грунт, нет дороги вообще. То, что я увидел, было приятным сюрпризом. Я ожидал «болото до горизонта». А тут: озеро справа, скала слева; лес с одной стороны, вершины под тысячу метров с другой. Очень приятные перепады высот. Примерно в 100-200 метров. Вкатываешь в горку 5-10 минут, и тут же быстрый спуск на скорости 40-50 км/ч.
Была мысль заскочить в Полярный и Гаджиево. Но смысл? Сто пудов промзона или военная часть. А если шлагбаум и закрытый объект? Наматывать круги? Поэтому решил по трассе. Места красивые, есть что посмотреть.
До Старой Титовки магазинов нет вообще. Есть много памятников Великой Отечественной. Например, на 70-ом километре. Людей и строений нет. Видимо, надо съезжать с трассы в сторону населенных пунктов. Это достаточно далеко.
В Старой Титовке двое военных быстро проверяют документы у автолюбителей. Посмотрели – пропустили.
- Тут с Санкт-Петербурга. – крикнул напарнику парнишка в форме. – Ждите. Сейчас запишем.
Паспорт унесли. Далее позвали меня для заполнения документа, смысл которого сводился к тому, что я знаю про уголовную ответственность и о том, что такое граница.
- Вон, видишь столбы, проволоку, песок? Наткнешься на такое – это граница, тута лезть нельзя.
- Понял. А что писать с строке «гражданство»? Россия?
- Лучше РФ. Федерация у нас. Русских здесь мало теперь.
- А где поворот на Рыбачий?
- Сразу после моста. Вон, через сто метров направо.
После моста повернул. Хотя видел впереди населенный пункт и стоянку автомобилей. А это значит, что есть кафешка.
Начался грунт. Перепады высот остались. До развилки на Рыбачий и Новую Титовку ехал несколько часов. Просто застрял. Водопадики, широкая река вдоль дороги, горы, джипы, квадроциклы, грибники, шлагбаумы с надписью «не лезь, убьет». На развилке указатель «30 км до турбазы». Может пригодится.
Дорога «камень с грунтом». Колеса иногда проскакивают на щебне, но ехать можно. (Я проклинал консервы.) Поднялся в очень крутую горку с нуля на 250 метров. Там несколько озер на разном уровне, соединенные ручьями с водопадиками. Очень красиво. Еще большой деревянный крест у дороги. Таких на Рыбачьем будет очень много. Обратил внимание, что рядом с озерами можно поставить палатку. Но еще рано. Только середина дня.
На спуске гонялся с джипом. Мне траекторию выбрать проще. Он подпрыгивает то одним, то другим колесом. Вдоль дороги памятник ВОВ - солдат и рядом ребенок, далее военная база с настоящими танками и прочей техникой, указатель на какой-то музей воинской славы. И, конечно же, в самом низу – Баренцево море, Северный Ледовитый океан. Правда, это еще только бухта. До открытой воды еще далеко.
Тут я радостный начал звонит. А! Доехал! А сигнал плохой. Связь прерывается. На самом деле мобила будет ловить дальше почти на всем Рыбачьем. Около поселка Большое Озерко стоит ретрансляторная вышка. До нее идет отличный грейдер без перепадов высот.
Яндекс-фотки. Пользователь oleg-filonok. писал(а):
Река Титовка.
Мост через этот ручей построили немцы в 1942 году, о чем начертан знак справа по ходу на фундаменте:Lin RPTV 1 1942.
Три озера на высоте 250 метров.
Спуск от трех озер к морю.
Еще фотки. Решил переночевать на турбазе в Большое Озерко. От «бабушкиных» пирожков, купленных на ж/д станциях в животе были магнитные бури всю дорогу.
Заплатил 300р за койку, 300 за ужин и 500 за баню и за завтрак. Баня была занята группой в 40 чел. Мне разрешили быстро помыться.
К слову сказать. Люди на турбазе живут в бочках.
- А где администрация тут?
- Я не помню. Вторая или третья бочка. Там написано. Вообще, проще позвонить. Телефон на плакате видешь?
Бочка – это что-то типа большой цистерны с дверью и окнами. Вообще, строения разные. Много старых ж/д вагонов с деревянными пристройками. Двухкамерный туалет на деревянном возвышении, как эшафот. Стоит в центре между пищеблоком и жилыми корпусами.
Примерно в 20.00, покушав и помывшись, решил скинуть чемоданы и попробовать ломануться в северном направлении. На выходе встретил велосипедиста.
- Ты куда?
- Хочу до темноты на север смотаться. Фара есть. Думаю часов за 3-5 успею.
- Ты чего? Там дороги нет. Про то, что до турбазы было забудь. Тут местами разливы рек - воды по пояс. Можно, конечно, на запад. Но там камни. Лучше приходи в 23.30 на концерт и не парься. Тут на причале будет.
Поехал на запад… жопа, а не дорога. Камни разного калибра. В мелких застреваешь как в песке. На крупной гальке прыгаешь, как по шпалам. В большие втыкаешься. Другого покрытия нет.
Фотку нашел в яндексе. писал(а):
На фотка две крайности: крупнозернистый черно-серый песок и камень. Под мхом и мелким кустарником тоже самое
Через 7 км плюнул. Темнело. Полез жрать какую-то ягоду, бросив велосипед. Что делать? Вообще, при таких дорогах оптимально катать радиалки от турбазы. По камням с грузом останусь без колес.
Рядом проехали две машины. Из одной высунулся водитель и, видя брошенный вел и рядом ползающего меня, крикнул:
- Помошь нужна?
- Ммммнеее-ням. – ответил я с набитым ртом ягод.
- Я говорю, помошь нужна?
- Нееет.
Проехав пару метров, вновь остановился.
- Морошки много? – и засмеялся.
Вот и название ягоде нашлось.
Вернулся на базу в 23.30 и лег спать. На концерт не пошел – устал.