Список форумов  Магазин L-bike. Велосипеды. Лыжи  
Текущее время: 28 мар 2024 12:37

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 21 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Кольский2011
СообщениеДобавлено: 11 сен 2011 16:18 
Не в сети
Продвинутый
Продвинутый
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 сен 2010 14:16
Сообщения: 142
Катился на ночной поезд с предчувствием очередной подставы. Выезд, запланированный две недели назад, сорвался из-за проблем на работе. Билеты были сданы, а новые получилось купить только на поезд через 10 дней. Мест не было. Только дорогие купе и СВ. Но из-за сдачи билетов у начальства удалось выпросить дополнительные два дня «отгулов». Запас по времени не помешает.

Конец августа - начало сентября. Наверняка зарядят дожди. И температура будет около +10С. Но хоть комаров меньше будет (наверное). Все просчитано десять раз, и пересчитано еще столько же. Снаряга, еда и бабки – все есть в достаточном количестве. В случае проблем проработаны варианты схода с дистанции, изменения и корректировки. Знакомые предупреждены – если что, будут вытаскивать.

- Как будешь от медведей и местных жителей защищаться? – спрашивали меня соседи по плацкарту.
- Буду держаться от них подальше. Медведи в это время сытые. Главное, не нарываться. А люди – что люди? Мы будем в одинаковых условиях. На многие километры ни души. Сегодня меня грабонут, завтра приедут городские на джипах. Местами поменяемся. Кто им помогать будет? Вообще есть интересная история из отчета Вокруг Кольского за 80 дней:
Цитата:
Вскарабкались на высокий песчаный берег к бывшей заставе. От огромного дома остались только стены с крышей, даже пол кто-то унес. Разжигаем костер прямо внутри, у батарей, некогда служивших отоплением, на них же развешиваем мокрые вещи, переодеваемся в сухое, Арбузов выделяет по 50г спирта "за посвящение", мы перестаем клацать зубами и дрожать и, наконец, начинаем делиться впечатлениями. У командира тоже потери — порвались новые штаны, отлетела лямка, порвалась молния и главное — отломился тюльпанчик у спиннинга. Добытчик наш сразу пошел на рыбалку, и наткнулся на охранника, идущего с мешком рыбы. Потом через некоторое время этот же мужик, но уже в омоновской маске, без рыбы, и с карабином вваливается в наш дом, передергивает затвор, наставляет дуло и, вместо того, чтобы рыбкой угостить, требует отдать спиннинг! Мы дружно смеемся, говорим — узнали, уверяем, что у нас экспедиция такая, типа журналист-эколог-священник, что рыбу на реках мы не ловим (намекаем — только едим), он напоминает о противопожарной безопасности и уходит.

Полный отчет


Соседи по плацкарту дали несколько советов: в глаза медведям не смотреть – спровоцируешь, и они боятся громких звуков – купи какой-нибудь свисток в Мурманске. С местными аккуратней, но в городе, наверное, жить опаснее будет. Как говорится, вышел за хлебом и не вернулся.

- А про сверхглубокую знаешь? Про Кольских уфологов и пирамиды?

27 часов до Мурманска пролетели незаметно. Еще с нами ехали ребята с целью порыбачить в Хибинах. Я сидел, развесив уши. Рассказы про ловлю рыбы голыми руками, планирование маршрутов, совместное изучения карт, сравнение разных частей Кольского друг с другом и другими регионами России и мира вообще. Компания подобралась очень грамотная и опытная.

В четыре утра с копейками поезд пришел в Мурманск. Вагон был полупустой – все разбежались на предыдущих станциях. Собрав вел и нацепив чемоданы, двинулся к переходу. Надо было подняться по ступенькам и пройти над поездом. И тут первая маленькая проблема. Полные вело штаны с консервами и шмотками, рюкзак, прикрученный к багажнику, и плюс сам вел оказались какими-то слишком тяжелыми. Одной рукой эту конструкцию мне было не поднять. То ли ослаб после поезда, то ли из за перевеса на заднее колесо, - ухватится можно только за раму и получается большой рычаг. По ощущениям было 40-50 кг. Реально вел 14, жратва 10 кг, шмотки 6 кг, спальники-палатки 5 кг. Итого не менее 35 кг. По еде могу сказать сразу, горелки и чайники не брал. Все уже готовое – открывай и ешь.
Покатил вдоль берега Кольского залива. Это промзона. По пути попалась только одна автозаправка. Там выпил кофэ и - на один из самых протяженных мостов северной части России.
Википедия писал(а):
Мост через Кольский залив — четырёхполосный автомобильный мостовой переход через Кольский залив в городе Мурманск. Общая длина моста составляет примерно 2,5 километра, а его надводной части — 1,6 километров. С момента открытия по 2009 год мост через Кольский залив являлся самым длинным мостом за Полярным кругом, но в 2009 году, после постройки 4-километрового мостового перехода через пойму реки Юрибей на Ямале, лишился своего статуса[1]. Несмотря на потерю статуса он является одним из длиннейших в России и самым длинным автомобильным мостом за Полярным кругом. Мост стал автотранспортным узлом, обеспечивающим автомобильную связь Мурманска с западными районами Мурманской области, а также с Норвегией, Финляндией.

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 11 сен 2011 18:53 
Не в сети
Продвинутый
Продвинутый
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 сен 2010 14:16
Сообщения: 142
После моста асфальт отличный. Правда, слегка крупнозернистый. Местами есть дырки, но на фоне отсутствия авто трафика, - они не мешают.

- Как должна выглядеть тундра? – спрашиваю по телефону знакомых.
- Ну, это местность с маленькими деревьями, мхом, болотами.
- А почему я целый день еду по горам? Визуально – это Крым.
- Ты карту правильно держишь? И поезд точно в Мурманск приехал?

Вообще, вопрос «а вы знали куда едите?» задавался мне регулярно. Я, действительно, не парился с визуальным представление местности. Интересовало только покрытие дороги – асфальт, грунт, нет дороги вообще. То, что я увидел, было приятным сюрпризом. Я ожидал «болото до горизонта». А тут: озеро справа, скала слева; лес с одной стороны, вершины под тысячу метров с другой. Очень приятные перепады высот. Примерно в 100-200 метров. Вкатываешь в горку 5-10 минут, и тут же быстрый спуск на скорости 40-50 км/ч.

Была мысль заскочить в Полярный и Гаджиево. Но смысл? Сто пудов промзона или военная часть. А если шлагбаум и закрытый объект? Наматывать круги? Поэтому решил по трассе. Места красивые, есть что посмотреть.

До Старой Титовки магазинов нет вообще. Есть много памятников Великой Отечественной. Например, на 70-ом километре. Людей и строений нет. Видимо, надо съезжать с трассы в сторону населенных пунктов. Это достаточно далеко.

В Старой Титовке двое военных быстро проверяют документы у автолюбителей. Посмотрели – пропустили.
- Тут с Санкт-Петербурга. – крикнул напарнику парнишка в форме. – Ждите. Сейчас запишем.

Паспорт унесли. Далее позвали меня для заполнения документа, смысл которого сводился к тому, что я знаю про уголовную ответственность и о том, что такое граница.
- Вон, видишь столбы, проволоку, песок? Наткнешься на такое – это граница, тута лезть нельзя.
- Понял. А что писать с строке «гражданство»? Россия?
- Лучше РФ. Федерация у нас. Русских здесь мало теперь.
- А где поворот на Рыбачий?
- Сразу после моста. Вон, через сто метров направо.

После моста повернул. Хотя видел впереди населенный пункт и стоянку автомобилей. А это значит, что есть кафешка.

Начался грунт. Перепады высот остались. До развилки на Рыбачий и Новую Титовку ехал несколько часов. Просто застрял. Водопадики, широкая река вдоль дороги, горы, джипы, квадроциклы, грибники, шлагбаумы с надписью «не лезь, убьет». На развилке указатель «30 км до турбазы». Может пригодится.

Дорога «камень с грунтом». Колеса иногда проскакивают на щебне, но ехать можно. (Я проклинал консервы.) Поднялся в очень крутую горку с нуля на 250 метров. Там несколько озер на разном уровне, соединенные ручьями с водопадиками. Очень красиво. Еще большой деревянный крест у дороги. Таких на Рыбачьем будет очень много. Обратил внимание, что рядом с озерами можно поставить палатку. Но еще рано. Только середина дня.

На спуске гонялся с джипом. Мне траекторию выбрать проще. Он подпрыгивает то одним, то другим колесом. Вдоль дороги памятник ВОВ - солдат и рядом ребенок, далее военная база с настоящими танками и прочей техникой, указатель на какой-то музей воинской славы. И, конечно же, в самом низу – Баренцево море, Северный Ледовитый океан. Правда, это еще только бухта. До открытой воды еще далеко.

Тут я радостный начал звонит. А! Доехал! А сигнал плохой. Связь прерывается. На самом деле мобила будет ловить дальше почти на всем Рыбачьем. Около поселка Большое Озерко стоит ретрансляторная вышка. До нее идет отличный грейдер без перепадов высот.

Яндекс-фотки. Пользователь oleg-filonok. писал(а):
Изображение
Река Титовка.

Изображение
Мост через этот ручей построили немцы в 1942 году, о чем начертан знак справа по ходу на фундаменте:Lin RPTV 1 1942.

Изображение
Три озера на высоте 250 метров.

Изображение
Спуск от трех озер к морю.

Еще фотки.

Решил переночевать на турбазе в Большое Озерко. От «бабушкиных» пирожков, купленных на ж/д станциях в животе были магнитные бури всю дорогу.

Заплатил 300р за койку, 300 за ужин и 500 за баню и за завтрак. Баня была занята группой в 40 чел. Мне разрешили быстро помыться.

К слову сказать. Люди на турбазе живут в бочках.
- А где администрация тут?
- Я не помню. Вторая или третья бочка. Там написано. Вообще, проще позвонить. Телефон на плакате видешь?

Бочка – это что-то типа большой цистерны с дверью и окнами. Вообще, строения разные. Много старых ж/д вагонов с деревянными пристройками. Двухкамерный туалет на деревянном возвышении, как эшафот. Стоит в центре между пищеблоком и жилыми корпусами.

Примерно в 20.00, покушав и помывшись, решил скинуть чемоданы и попробовать ломануться в северном направлении. На выходе встретил велосипедиста.
- Ты куда?
- Хочу до темноты на север смотаться. Фара есть. Думаю часов за 3-5 успею.
- Ты чего? Там дороги нет. Про то, что до турбазы было забудь. Тут местами разливы рек - воды по пояс. Можно, конечно, на запад. Но там камни. Лучше приходи в 23.30 на концерт и не парься. Тут на причале будет.

Поехал на запад… жопа, а не дорога. Камни разного калибра. В мелких застреваешь как в песке. На крупной гальке прыгаешь, как по шпалам. В большие втыкаешься. Другого покрытия нет.

Фотку нашел в яндексе. писал(а):
На фотка две крайности: крупнозернистый черно-серый песок и камень. Под мхом и мелким кустарником тоже самое

Изображение

Через 7 км плюнул. Темнело. Полез жрать какую-то ягоду, бросив велосипед. Что делать? Вообще, при таких дорогах оптимально катать радиалки от турбазы. По камням с грузом останусь без колес.

Рядом проехали две машины. Из одной высунулся водитель и, видя брошенный вел и рядом ползающего меня, крикнул:
- Помошь нужна?
- Ммммнеее-ням. – ответил я с набитым ртом ягод.
- Я говорю, помошь нужна?
- Нееет.
Проехав пару метров, вновь остановился.
- Морошки много? – и засмеялся.
Вот и название ягоде нашлось.

Вернулся на базу в 23.30 и лег спать. На концерт не пошел – устал.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 12 сен 2011 13:34 
Не в сети
Продвинутый
Продвинутый
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 сен 2010 14:16
Сообщения: 142
Ночью был дубак. Встал и включил обогреватель, закрыл окно. В 7.30 сбегал на завтрак. В голове «чух-чух» после поезда уже прошло, но чувствовался легкий недосып после вчерашних 19 часов езды. Я же в отпуске – надо отдыхать. Да, еще на кровати можно ноги нормально вытянуть, а в палатке все впритык.

Значит, решил ехать груженным на запад. Далее по северному побережью Рыбачьего на восток.

Выкатился в 11.30 и вновь начал осваивать новое для меня дорожное покрытия. У груженого велосипеда, при всех минусах, есть один плюс. Можно встать на педали штурмуя горки, не боясь проскальзывания заднего колеса на грунте и камнях. Не люблю крутить часто и сидя.

Через час уперся в стометровую лужу. Рядом тропинка через кусты. Пробивался минут десять. На последних метрах выдергивал вел со страшной силой – к луже подъезжал пассажирский вездеход а-ля Урал (не разбираюсь в машинах). Поднялась волна!

В машине сидели ребята, с которыми ужинал и завтракал. Мне помахали через окна. Догнал их минут через 20. Заглохли в горку. Народ вышел на дорогу, укутавшись в куртки – торчали только носы и глаза. Вообще, погода с раннего утра начала портится. Здоровые клубы тумана плавали над скалистым берегом и уходили в Баренцево море. Температура около +15С и очень сыро.

Скатился по здоровым плитам на небольшой пляж метров в 300. На другой стороне стояла Нива и мужик с ружьем за спиной. Он с интересом наблюдал, как я штурмую крутой подъем из булыжников.
- Может чайку горячего.
- Нее. Спасибо. Я вон на той горке только что пообедал.
Из Нивы высунулся второй.
- А может пятюсечку?

На подъезде к Вайда-Губа дорога стала более накатистой. Местами превращалась в колею через поляны, поросшие различной травой. Вдоль дороги всякого рода траншеи, бункеры из камней, деревянные геодезические пункты. Туман становится плотнее. Видимость снизилась до километра.

Википедия писал(а):
Вайда-Губа (фин. Vaitolahti) — населённый пункт в Печенгского районе Мурманской области.

Основан переселенцами из Норвегии в 1864 году. В период с 1921 по 1940 год через посёлок проходила российско-финляндская граница. В 1930 году был основан рыболовецкий колхоз «Вперёд». В 1939 году Вайда-Губа стала местом дислокации 18-й заставы Мурманского пограничного округа.

Изображение

Маяк, метеостанция, военный городок, футбольное поле, свалка мусора. Вот такой перечень. Подъехал к трем военным, уточнить дорогу. Они мастерили из труб слив чего-то от метеостанции. Дорог здесь много. Все хорошо укатанные.

Яндекс-фотки. Альбом Владимира Кириченко. писал(а):
Изображение
Вот таким вот железом и прочим барахлом усыпано около одного км побережья. Старай ржавая техника стоит и в военном городке. Из более-менее целых делают мосты через речки – катишь себе по перевернутым танкам и вездеходам, а под ними бежит вода.

Изображение
Мыс Кекурский при мне был зловеще серый. Шел мелкий дождь, туман, волны взлетали на 5-10 метров, отскакивая от торчащих глыб. Дорога уходила между скал, куда-то вниз на берег. Из которого торчали под 45 градусов здоровые куски пород.

Еще фото Владимира Кириченко.

Палатку поставил в нескольких км от мыса Скорбеевский. Погода испортилась окончательно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 13 сен 2011 14:35 
Не в сети
Продвинутый
Продвинутый
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 сен 2010 14:16
Сообщения: 142
Ну, нафиг! Я туда не полезу!
После трех часов ожидания все-таки вылез из палатки. Вроде бы, когда стоишь на месте, - нормально. Как начинаешь крутить, количество льющей сверху воды увеличивается вдвое. Вчерашний туман с моросью сменился конкретным дождем с туманом.

Аккуратничаю. Черпнул в ботинок на переправе речки – сменил носок. Лужи - по тропинкам, по кочкам, по досточкам. Все закончилось тем, что в середине дня ливануло с такой силой, что вода за 5 минут стекла по куртке и штанам в носки, и заняла все свободное пространство в зимних шимановских контактах.

Яндекс писал(а):
Изображение

Изображение
Эх! Житие мое…. Какое житие твое, пес смердящий? Обратно в Большое Озерко!

Изображение
Скатываясь с горки, за которой турбаза, увидел заброшенные дома поселка Большое Озерко.

Еще фотки автолюбителей.

Налив себе супа с горкой, сижу думаю в теплой столовой.

- Что с прогнозом на ближайшие дни? – спрашиваю у мужика, который пару дней назад объяснял, в какой бочке находится администрация.
- А так как сейчас – дожди.
- Я тут с горки к базе спускался. Там теперь русло бурной реки. Получился рафтинг на велосипеде.
- В сентябре тут все дороги в реки превратятся.

Я одел насквозь мокрую гортековскую куртку и вышел во двор. Надо добраться до трех озер на 250-и метровой высоте. Может там не льет? Утром в глубь Кольского. Мужики говорят, что там потише будет.

Примерно 20.00 поднялся к озерам. Тихо, спокойно, только плотный туман. Сныкался в 20 метрах от дороги, но так, что палатку не видно.

После нескольких полных погружений на переправах в вело штанах полный хаос. Смотреть страшно. Консервы плавают вместе с носками и трусами. Есть замотанный в пакет чистый комплект шмоток, но в данных условиях распаковывать нет смысла.

Скинул куртку и носки, оставив термо футболку и штаны. Залез в спальник. Начался первый этап сушки. Уснул.

Часов в 6 утра закидал в себя консервов и натянул мокрую куртку и балаклаву. Сперва колотун, затем только мокро, затем начало парить как в бане. Уснул.

В 7 часов начался ппц. Порывы ветра прижимали каркас палатки к земле. Я на самой верхушке. От океана меня ничто не защищает. Начал прощаться с палаткой.

Около 11.00 экспресс сборка лагеря. Шмотки просохли. В середине дня выбрался на шоссе у Старой Титовки и повернул в сторону Никеля. Дождя почти нет, ветра тоже.

PS. Сложные погодные условия, являются основной причиной отказа брать с собой фото или видео камеру. Да, и зачем фоткать сто пятый раз одно и тоже?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 сен 2011 10:44 
Не в сети
Сенсей
Сенсей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 апр 2004 10:57
Сообщения: 4937
Сейчас стало модно ездить в одиночку... Растёт и ширится популярность маунтинбайка.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 сен 2011 11:59 
Не в сети
Продвинутый
Продвинутый
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 сен 2010 14:16
Сообщения: 142
Собрать команду из надежных и проверенных людей очень сложно.
Обсуждал свою поездку на НордБайке. Наткнулся примерно на такое же взаимное недопонимание, как в соседней теме про Мега-шоссе. Хотя просто спрашивал и никого не агитировал. То есть уже на этапе подготовки натыкаемся на траблы, которые сами себе и создаем. Что происходит на маршруте всем прекрасно известно. (Я не говорю, что это плохо. Просто - это не всегда то, о чем договариваемся зарание.)

Общался несколько раз в этом году в реале с альпинистами и скалолазами. Я так понял, что в их сплоченные группы с жесткой дисциплиной попасть нереально без предварительных совместных тренировок. Естественно, их тренировки - это не скатки за неделю на пару часиков. Люди там живут семьей. А если быть точным - выживают вместе.

Получается, что под свои цели и задачи, по субъективным причинам народ я собрать не могу. Слишком сложно. А вот в монорыло, отвечая только перед самим собой - вполне реально.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 сен 2011 17:02 
Не в сети
Продвинутый
Продвинутый
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 сен 2010 14:16
Сообщения: 142
На Кольском есть три промышленных центра – Никел, Заполярный и Мончегорск. Я проехал по шоссе через первые два города. Картинка, конечно, своеобразная. Выжженная химией тундра простирается до горизонта. Горы переработанной руды высотой 300-500 метров (это с 100-150 этажный дом), по которым муравьями ползают белазы и работает прочая тяжелая техника. Хотя добыча ведется и в других местах Кольского п-ва.

Асфальт начинает портится от Спутника. Через некоторое время вообще съезжаю на широкую обочину, предназначенную, видимо, для военной техники. На самом асфальте узко и раздолбано.

Вдоль трассы - то военные части, то маленькие поселки. Заполярный – большой городок с многоэтажками. В Никеле – серой небо во все стороны до горизонта. А над заводом дыра, через которое светит солнце. Дым из труб немного поднимается вверх, а затем плавно ложится на город. Говорят здесь хорошие пенсии по инвалидности.

Цитата:
Изображение
Спер фотку у Bomber’а. Надеюсь, он не против.

Изображение
Кольская сверхглубокая скважина (СГ-3) — самая глубокая буровая скважина в мире. Находится в Мурманской области, в 10 километрах к западу от города Заполярного, на территории геологического Балтийского щита. Её глубина составляет 12 262 метра. В отличие от других сверхглубоких скважин, которые делались для добычи нефти или геологоразведки, СГ-3 была пробурена исключительно для исследования литосферы в том месте, где граница Мохоровичича подходит близко к поверхности Земли.

Подробнее о сверхглубокой на Википедии…

Изображение
Строительство Никеля было начато в 1935 году. Своим названием посёлок обязан одноимённому элементу таблицы Менделеева. Комбинат был основан в 1930-х годах финской компанией «Петсамо-Никель». Во время Второй мировой войны производственные мощности комбината были практически разрушены, в 1946 году началось восстановление производства. Сегодня горно-металлургический комбинат «Печенганикель» вырабатывает обогащённую медно-никелевую руду.

Изображение
Это к утверждению, что на Кольском воду можно пить везде. Слив желто-зеленой химии в озеро, город Мончегорск. Это находится немножко в другой стороне, но по теме.


Слетев с горы мимо Никеля со скоростью 65 км/ч (без груза на шоссейнике можно быстрее), остановился и начал подготавливать документы. Скоро очередной пост, а у меня все в пакетиках из-под пирожков. Ушел в сторону Приречного.

Вскоре после поста начался грейдер. Долго стоял на обочине и пропускал колонну военной техники. Завтра я их встречу еще дважды – катаются туда-сюда.

Сперва хотел остановится у озера Кеудшеръяур… не понравилось. Пошел на другую сторону дороги к озеру Рыбное (хоть название нормальное). Уже стемнело. И, когда пробирался по тропинке с включенной фарой, услышал шум крыльев над головой. Оказалась, здоровая сова. Парит надо мной, пялится круглыми глазами. Наверное, думает, что я мышка. Я, если честно, слегка пересрался. Когти у нее не слабые. Если спикирует – мало не покажется. Я рявкнун. Сова в два взмаха выскользнула из луча фары.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 15 сен 2011 11:54 
Не в сети
Продвинутый
Продвинутый
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 сен 2010 14:16
Сообщения: 142
Когда закончился грейдер и начался асфальт, я уже не помню. Это, наверное, потому что проблем с педалированием особых не было. Погода пасмурная, но без дождя. Из примечательного только изменение высоты и плотности леса вдоль дороги. В Никеле березки 1-2 метра; в Приречном в два раза выше, появляются елочки; на повороте в сторону Верхнетуломского – плотный лес.

На трассе Р-11 вел начинает щелкать: «Щелк-тук… Щелк-тук-тук». Потратил кучу времени на то, чтобы выяснить, что за что цепляет. Оказалось, задняя втулка. Что делать? Все очень просто. Стучит, когда едешь накатом. Когда крутишь – не стучит. Значит надо все время крутить.

Проехал две турбазы. Было какое-то дежавю. Домики на берегу озера, через центр которого проходит шоссе. После моста указатель. Два раза картинка один в один.

Вечером заехал в Верхнетуломский на предмет магазина. Не нашел. Хотя он там есть и работает до 23.00. Вернулся на шоссе – уже стемнело. Через несколько километров начался какой-то облысевший лес. Я вернулся обратно и заселился на турбазе Верхнетуломского. Заплатил 500р за койку в трехместном со всеми удобствами.

Утром опять полило. Я полностью отказался от мысли ехать в Мончегорск через Куцколь. Принимать грязевые ванны в этом районе не хотелось. Поэтому обратно в Мурманск.

- Когда я был на регате у побережья Африки, - говорил, провожающий меня хозяин турбазы, - то встретил велосипедиста-художника. Он тогда ехал по контуру этого континента.
- Там в некоторых регионах можно без велосипеда остаться.
- Не только без велосипеда. Но и поработать несколько лет можно бесплатно. Это меня и удивило.

Остановился поесть в столовой Туломы. При ней же магазин. В зале с десяток столов, под каждым четыре табуретки. Заходят дедушки в советских пиджаках и шляпах. Продавщица терпеливо выясняет у подростка: «Какую колбасу просила купить мама? И сколько взвесить?». Картинка 25-и летней давности.

Что-то меня переклинило, что от Колы могут ходить электрички. Тут только поезда дальнего следования. Я и станцию найти не смог. Поехал на вокзал Мурманска через центр города. Особо ничего интересного. Разве что плакаты с надписями «Даешь город без деревяшек!» или «Мне 23 года, а я уже директор».

В зале ожидания поменял обувь. Из контактных ботинок сливал воду как из чайника. Надо с этим кончать. Или возвращаться на топталки, или покупать ботинки без тряпки, т.е. где намокать нечему. Так и простудиться можно.

Подводя итоги, пришел к выводу, что на Рыбачий надо ехать дней на 10 и катать радиалки от турбаз. Там есть много чего интересного. Но тягать с собой снарягу и сушить шмотки без обогревателя – это ИМХО пустая трата времени и сил. По шоссейному кругу Мурманск – Заполярный – Никель – Приречный – Верхнетуломский - Мурманск могу сказать, что там все просто и везде можно на сликах.

Изображение

Карта на Яндексе


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 19 сен 2011 21:03 
Не в сети
Продвинутый
Продвинутый
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 сен 2010 14:16
Сообщения: 142
Расписание отправления поездов:
323а Мурманск – Киев 19.55
323а Мурманск - Харьков 19.55
323а Мурманск - Одесса 19.55

Интересно, что в итоге я сел в белорусский вагон с очень смешными ценами на чай и уникальным умывальником в туалете, в котором никто не знает, как включить воду.

Поговорив с единственным соседом (вагон был почти пустой), примерно через 4 часа я выгрузил вел и чемоданы на перрон. Через облака проглядывало звездное небо.

Конец первой части.

Вообще, было опасение, что от Апатит до Кировска будут перепады высот. Было уже за полночь, когда я вырулил на ночное шоссе. Обошлось – все ровно.
В гостиницу уже позвонил и договорился. Особо торопиться смысла не было. Поэтому при въезде в Кировск заскочил на заправку купить антиржавчины (кока-кола) и шоколада.

- Откуда вы? – спросит охранник заправки, которому на вид было около 50 лет.
- Сейчас с Мурманска. А вообще с Санкт-Петербурга. Что у вас с погодой тут.
- Да, более-менее.
- В середине августа, говорят, жара была?
- Под 30 градусов. Туристы на машинах стояли в очередь за бензином. Потом ехали в Кукисвумчорр и дальше.
- А что там?
- Как что? 10-и метровый водопад, большое красивое озеро, турбаза. Наши там в 70-х годах атомную бомбу взорвали. Я тогда на руднике работал.
- Как это?
- Ну, нам тогда никто ничего не рассказывал. Привезли нас на смену, а затем просто без объяснений вывели всех из штольни, и домой. Жахнуло чувствительно. Но для нас это обычное дело. По субботам всегда разом взрывают много заложенной взрывчатки. За выходные все осматривает спец бригада. А в понедельник шахтеры едут на работу.
- Так что с радиацией?
- Штольню тогда завалили. Сейчас, говорят, что расковыряли. Сам не лазил. Но знакомые ходили с этим…
- С дозиметром?
- Да. Все в рамках нормы. Естественный фон.

Заселился в гостиницу Хибины в 2.00 ночи. Дорого – 1250 рублей за сутки. Но были планы, которые того стоили.

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 19 сен 2011 22:02 
Не в сети
Ильин Алексей
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июн 2004 13:04
Сообщения: 1305
Откуда: СПб, Пионерка
Трассу 1 и 3 дня по Хибинам - ездили, но в июне и через перевал Рамзая. Другие условия были. Оч. интересно и обстоятельно рассказываете. Жду продолжения.


Последний раз редактировалось Sam_spb 20 сен 2011 16:53, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20 сен 2011 14:51 
Не в сети
Продвинутый
Продвинутый
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 сен 2010 14:16
Сообщения: 142
Замечательная столовая. Правда, работает только с 11.00 до 15.00 в будни. Первое, второе, третье, два компота, два пирожка – около 250 рублей. Можно расплатиться какими-то талонами. Найти столовку легко. Город Кировск очень маленький. Из достопримечательностей обратил внимание только на фонтан, довольно большое озеро, ботанический сад и, собственно, окружающие его горы.

Подъехал к Кировскому руднику. Внешне картинка напоминает игру Warcraft – куча народу и техники бегают из одного места в другое – собирается руда. Подъехал к шлагбауму, спросил у выходящих: «А там есть чего интересного?». И получил утвердительный ответ.

Через 10 минут понял, что интересного там мало. Путаюсь у всех под ногами. Вернулся к КПП и стал тыкать пальцами в жпс. Из будки выскочила охраница округлой комплекции: «Вы как на территорию рудника проникли? Я вас только в камеру заметила!»

В пятистах метрах от рудника был горнолыжный курорт. Естественно, без снега и лыжников. Постояв внизу, решил лезть с велосипедом. Оказалось тяжеловато. На вершине открылся отличный вид. Жпс показал высоту 880 метров. Наткнулся на табличку.

Они пришли с севера,
Они были сильны духом и крепки телом,
Их лица были серьезны, а глаза сверкали как северное сияние,
Их разум был чист, а мысли светлы при виде белоснежных вершин,
Их сердца наполнялись радостью, а лица расплывались в белозубой улыбке,
Они любили горы и те отвечали им взаимностью,
Они были свободны как птицы и выносливы как северные олени,
Они катались как боги, и смерть обходила их стороной,
Имя им - великие снежные люди – фрирайдеры

Валерий Соловьев «Мути»

Надо было решать куда дальше. Обратно – повтор, скучно. По хребту на север – туда лучше бы без велосипеда. Вниз по другому склону – выглядит вполне приемлемо.

Спускался два часа. Не буду рассказывать о том сколько раз там можно было свернуть шею. Это не интересно. Интересно другое.

Цитата:
В Лапландии и Финмарке наблюдается крупнейшая с 1970-х годов миграция леммингов.

Дороги и дворики в городах забиты леммингами - живыми и мёртвыми.

Изображение

Лемминги, попавшие под колёса автомобилей, стали привычной картиной на дорогах почти повсеместно. Кое-где, по словам водителей, их так много, что дорога становится просто скользкой.

Причиной массовой миграции стал чрезвычайный рост популяции в этом году. На севере на обширных пространствах в районе границы между Финляндией, Норвегией и Россией лемминги практически повсюду.

Лемминги могут спариваться в любое время года и дают в одном помёте 8-10 детёнышей. В неволе, по наблюдениям, они могут дать восемь помётов в течение 167 дней.

Как ожидается, полчища леммингов пойдут на убыль в середине октября. А до тех пор - водите осторожно.

Статья с сайта hibiny.ru

Сперва я подумал, что это нашествие кровожадных хомячков, сметающих все на своем пути. Теперь разобрался.
Говорят, когда лемминги собираются вместе, - их боятся даже медведи.

Прорвавшись сквозь заросли карликовой березы, выскочил на каменистую дорогу. Встретил с десяток грибников, которых в следующие дни я не увижу вообще. Они исчезнут.

Наверное, это был единственный день, когда я старательно вкручивал. Багаж в гостинице, дорога с очень приятным рельефом. Слева и справа горы. Местами в расселинах виден, спрятавшийся от ярких лучей солнца, снег. Все очень бодренько.

Докатил до указателя «красивый водопад». Сгонял к нему. И обратно той же дорогой в Кировск. Уже темнело.

Яндекс фотки. Пользователь salex51 писал(а):


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20 сен 2011 19:16 
Не в сети
Bonan Zanon
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 мар 2004 19:38
Сообщения: 23841
Откуда: Санкт-Петербург
Знакомые места.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 21 сен 2011 21:11 
Не в сети
Продвинутый
Продвинутый
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 сен 2010 14:16
Сообщения: 142
Второй день солнечная погода. Но позыва снять куртку у меня не возникало. Без перчаток, которые сохли в номере, руки мерзли.

Вообще, номер достался без отопления. Шмотки не сохнут. Самое хреновое, что не сохнут контактные ботинки. Езжу в тряпочных кроссовках. Очень забавляют автоматические попытки встегнуться, и не очень то, что при прыжках через выбоины ноги соскакивают, и я довольно болезненно ударяюсь о седло, совершая экзотические маневры к ужасу проезжающих мимо водителей.

Выехав из Кировска, свернул на восток. Вскоре началась широкая бетонка приличного качества. На севере от меня горные склоны. На юге – лес до горизонта без каких либо возвышенностей. Так километров двадцать.

Дорога плавно повернула на север. Доехал до указателя Восточный рудник. Было странно, что весь транспорт сворачивает. Указатель на Коашва не совпадает с тем, что показывает жпс. Странно.

Поехал с основным потоком на восток. Через 500 метров начался грейдер и поворот на юг. Куда все едут? Через километр петля, и вновь на север.

Через 15 км грейдера уперся в шлагбаум. Что-то строят. Удалось разглядеть Умбозеро. Развернулся.



Думаю самое время ответить на вопрос «куда делись грибники?» Да, и вообще обсудить тему, о которой я думал не один день. И думаю до сих пор.

Далее ИМХО.

Полной информации у меня тогда не было. Да, и может быть информация полной, если получаешь ее из СМИ?

Я понял так. На днях в садоводство влез медведь. Убил собаку, сломал деревянный забор высотой в метр и натоптал в огороде. Паника…

Через некоторое время, днем этот же медведь (возможно, другой) был замечен рядом с городом. Основная проблема была в том, что школьники, узнав об этом, побежали смотреть на перемене плющевого Вини Пуха. Паника…

По местному телеканалу важный чиновник заявил, что он не может запретить грибникам, дачникам, туристам, велосипедистам ходить там, где им захочется. Но! Он предупреждает, что есть вероятность пострадать или от медведя, или от пуль охотников, которым дано разрешение на отстрел всех медведей в окрестностях. Так как разобраться, какой из них шляется по населенным пунктам они не могут.

Это все сопровождалось отснятым материалом с места преступления: медвежьи следы, сломанный забор, мужик сидевший всю ночь в засаде. Тёти давали интервью, утверждая, что медведь был, но лично они его не видели. А кто видел, тот отснять на камеру мобильного не успел. И, вообще, они очень беспокоятся за своих детей и себя. И ждут, что власти что-нибудь предпримут.

Все это выглядело очень не правдоподобно. Казалось, что кто-то просто хочет получить лицензию и подзаработать. По моей информации охота на медведей запрещена. Видимо, в следствии того, что они очень редко представляют опасность для человека. А вот человек для них...

Но в сложившейся ситуации я был за отстрел. Хоть и противно это осознавать.

Я специально сперва написал, что знал и как думал. Теперь то, что нашлось в СМИ. Очередная версия.

Цитата:
Изображение

Он сломал деревянный забор, словно ограду из спичек, порвал сварную сетку, огораживающую собачий вольер – хозяйка дачи, Инна, занимается разведением колли. Услышав шум, вышла мать хозяйки, увидела медведя… и стала пытаться его отогнать громкими звуками, стуча кастрюлей об металлическую ручку, кричала, кидала в него подвернувшиеся под руку предметы. Но отчаянная женщина не испугала хищника, который сломал вторую сетку вольера и пошёл в загон к собакам. Тут начинается самая печальная часть истории… В ближнем отсеке вольера была колли с двумя щенками, которые, учуяв опасность, сидели в будке тихо-тихо, не выдавая своего присутствия зверю. А вот две взрослые собаки в дальнем загоне залаяли и тем самым привлекли внимание. Медведь снова, словно паутину, порвал сетку и зашёл в их вольер. Что там происходило, можно догадаться – слышался отчаянный лай и визг, две собаки исчезли, остались только клочки шерсти. Примчавшаяся на такси хозяйка говорит, что боялась даже заглядывать в вольер. Однако первая новость была хорошей – мать с детёнышами осталась целой. Вскоре нашлась и одна из исчезнувших собак, очень напуганная, но невредимая. Хозяева надеялись найти и вторую, ведь она могла вырваться и, раненая, спрятаться неподалёку. Но при свете дня обнаружили несчастную недалеко от дачи, хищник убил её и бросил…

– Скорее всего, это медведь не из наших краёв, у нас они редко вырастают больше 200 килограммов, а этот по внешнему виду тянет на все 400, – говорит хозяин дачи. – И появляется он тут уже не в первый раз. Его можно увидеть на просеке у дороги, он там проходит вечером почти каждый день.

Такая постоянность животного объясняется просто – его приманивают «пикантные» запахи, исходящие от кладбища домашних животных, находящегося неподалёку. Охранник нефтебазы «Гелан» говорит, что на днях видел четверых хищников сразу, предположительно самку с детёнышами. Это очень серьёзная угроза для дачников, ведь многие сейчас остаются в своих домиках на ночь – охранять картошку от воров, а медведь, судя по его повадкам, совершенно не боится людей.

– Он сломал забор совсем рядом со стоящей машиной, его не отпугнули ни запах бензина, ни присутствие человека, ни крики! – рассказывает Инна. – После того, что он натворил на нашем участке, он проломил забор к соседям и только потом ушёл.

Конечно, медведи считаются «хозяевами леса», но как быть с обнаглевшим животным, чтобы избежать человеческих жертв?

– Если произошло такое нападение, медведь должен быть изъят из природной среды как можно скорее, – считает Константин Востряков, главный охотинспектор Мурманской области. – Тому, кто был очевидцем нападения, нужно написать заявление в произвольной форме и отправить его нам по факсу или электронной почте (vostryakov@gov-murman.ru), и уже на следующий день охотоведы примут меры. Напомню, что во избежание таких случаев нужно убирать всю еду и пищевые отходы с территорий дач и быть как можно осмотрительней во время лесных прогулок.

P.S.: В ночь на вторник медведь вновь пришёл на дачу за оставленной добычей. Розыски были масштабными: хищник порвал металлические сетки в нескольких местах, повалил забор. Инна во второй раз вызвала полицию. Однако сотрудники службы даже при повторном составлении акта сослались на то, что они не могут принимать никаких мер самостоятельно, их обязанность – лишь передавать соответствующие акты в Госохотинспекцию Мурманской области.

Новости Апатиты


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22 сен 2011 22:40 
Не в сети
Продвинутый
Продвинутый
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 сен 2010 14:16
Сообщения: 142
Основной косяк этого дня – нормально не поел и с собой ничего не взял. Зачем? До Имандры примерно 50 км. Там куплю чего-нибудь. Дорогу до красивого водопада знаю. Обратно от Имандры, вдоль железки дорога наверняка хорошая. И я ошибался.

Все-таки за один раз все не рассмотришь. Опять крутил башкой во все стороны. Вспоминал, как сползал со склона; всматривался в изумрудный ручей вдоль дороги; прикидывал, где может быть турбаза, которую в прошлый раз не нашел. Рядом проезжали туристы, периодически выскакивающие с фотоаппаратами из машин. Но их было не много. И они не нарушали тишину.

Турбаза оказалась в 200 метрах от указателя «красивый водопад». Что-то как-то мало строений. Но народ есть.

Еще примерно через 2 км начались разливы. У первого стояло два 469-х УАЗ’ика. Один закопался по самый капот в грязь.

На первой же простой переправе промочил один кроссовок. Замечательное начало. Далее навернулся в затопленной колее. Это первый и последний раз за всю поездку.

Место очень красивое. Слов нет. Но есть проблемы с разливами в 50-200 метров. Многие удалось обойти лесными тропинками. В одном месте уперся в высохший ручей шагов в 8 шириной. От него осталась только грязь, на которой были четко видны отпечатки двух комплектов медвежьих лап. Первые маленькие, примерно 10х10 см, вторые в полтора раза больше.

Аккуратно шагнув на грязь, понял, что есть шанс провалиться и засрать кроссовки. Поэтому разулся, закатал обе штанины и пошел, катя рядом вел.

На третьем шаге я провалился выше колена. Как так? Мой 45-й раздвижной гораздо больше по площади медвежьей лапы. Конечно, у них четыре точки опоры. Но весят же они не 75 кг. Застрял.

Выбрался по уши в грязи. Она еще воняет перегноем. Отмывался минут 15 в озере. Мишкам спасибо за шутку.

Прошел по берегу озера и в хвойный лес. Мне так объясняли, что это ель. Сосна в Карелии. Встретил несколько здоровых куриц черного цвета. Тетерев что ли? Дорога хорошая, луж нет, горок тоже.

На переправе через реку, которая течет из озера Гольцовое, чуть не уплыл вел. Течение сильное, камни, местами глубоко. Переходил в кроссовках (сохнут быстро). Только носки снял.

Яндекс-фотки. Пользователь dymba2-5 писал(а):
Изображение
Отличное фото «красивого водопада»

Изображение
Озеро Гольцовое

Изображение
Переправа.

Еще Яндекс-фотки. Пользователь dymba2-5.

Добравший до Имандры примерно в 20.00, понял что попал с магазином. Населенный пункт слегка заброшен. Хотя было несколько «живых» домов.

Далее началось... Дорога до ж/д Хибины – это в первую очередь ЛЭП. Да, есть отходящие от нее грунтовки. Например, к местному кладбищу. Но в основном все крутится вокруг нее.

Самое страшное – это больное количество заболоченных участков, ручьев и луж. Началось с приятного – навесной мост у станции Имандра. (Можно обойти по ж/д мосту.) Мне понравилось: натянутые тросы, гнилые деревяшки, качается над бурным потоком.

Вначале я подбадривал себя, что, мол, играю в принца Персии. То прыгаю по камням, то пробираюсь через кусты, то еду прямо через ручей. Но когда солнце скрылось за сопками озера Большая Имандра, стало не до игр.

Через реку Малая Белая еще один навесной мост. Нашел случайно, так бы пришлось лезть в брод, течение сильное. Перебравшись на другой берег, глянул на часы – час ночи. Тут меня ожидал приятный бонус. С северо-востока, прямо над хребтами гор, разом включилось с десяток прожекторов. Я замер. Откуда там прожектора? Неужели это… но почему однотонно белое?

Минут пять я стоял, задрав голову, и разглядывал переливающиеся белый поток. Именно поток. Почему-то казалось, что на фоне безоблачного звездного неба что-то проносится очень высоко над землей. Но пришлось двигаться дальше, я уже как час не переставал клацать зубами. Ноги мокрые, целый день не ел, еще ехать черт знает сколько.

После поселка Хибины асфальт не начался. Он шел параллельно еще километров десять. Выехав на него - несколько км и шлагбаум. Хорошо, что пустили через промзону.

В дверь гостиницы позвонил в полчетвертого ночи.
- Вам не страшно по ночам кататься? - спросила женщина на ресепшен.
- У меня не было выбора, - соврал я.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24 сен 2011 19:07 
Не в сети
Продвинутый
Продвинутый
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 сен 2010 14:16
Сообщения: 142
Одна из особенностей номера – чтобы пошла горячая, надо проливал воду минут 20-30. Пока происходил этот процесс, сидел перед теликом. Лет пять его не смотрел. Такая зараза.

В итоге лег, когда уже светало. Днем решил устроить выходной и просто прогуляться в близлежащий парк. Там хороший вид на самом верху. Молодежь сидит по кустам, отдыхает. Было воскресенье.

Конец второй части.

Прошло десять дней с момента моего приезда на Кольский полуостров. Откатал 6 дней в сторону Рыбачьего, 3 дня по Хибинам, устроил одну дневку. Осталось еще 6 полных дней, за которые надо было: спустится грунтами к Белому морю, докатить до Варзуги и вернутся в Кандалакшу. Времени с запасом. Примерно на такой же маршрут на Нордбайке заряжали 30 дней. Разница в недокате на Рыбачьем. И в отсутствии грунтового маршрута Верхнетуломск – Куцколь - Мончегорск. Наверное, там подразумевалась еще обильная культурная программа, которую я, как правило, игнорирую.

Рекомендую к прочтению тему «Лучший вело маршрут по Мурманской области». Особенно тем, кто едет в этот регион первый раз. Не смотря на то, что тема заглохла. Замысел был очень хороший – прорисовать основные маршруты, которые можно катать целиком или частями, под свои запросы, цели и возможности.

Выкатился в середине дня, покушав в столовой и затарившись консервами.

Первые 20 км – это бетонка, по которой катал несколько дней назад, т.е. на восток в сторону Умбозера. Далее свернул на указателе Октябрьский. Чуть не доехав до этого населенного пункта, свернул на грунт.

К этому времени я уже стал равнодушно относиться к окружающему меня лесу. Еду и хорошо. Встретил велосипедиста – прекрасно. Поздоровались. Через 10 мин после встречи выскочил на асфальтовую дорогу. Чудеса!
Или былое могущество и величие нашей страны.

Изображение

У Ингозера были небольшие сложности с песком. А так все катилось замечательно. Останавливаться ночевать на берегу этого большого озера не стал, - помойка после туристов. Поэтому, перебравшись по мосту через реку Инга, уехал к озеру Аркашкино. Где поставил палатку.

На следующий день проскочил поселок Инга. Там живут люди. Улица в несколько деревянных домов. Поселок Муна заброшен. И от него идут несколько дорог в разные стороны. Я поехал на восток и влез в болото примерно на час. Была даже мысль развернуться и не ехать к поселку Восточное Мунозеро. Но вскоре дорога вновь стала нормальной.

Всю дорогу передо мной летела одна маленькая птичка. Пролетит метров 100 и остановится, ждет. Я приближаюсь, а она вновь улетает вперед.

Понятное дело, что птичка каждый раз была новая. Скорее всего, отводила от гнезда опасного хищника (меня). Но за несколько дней в этой части Кольского, она мне реально надоела. Еще куропатки, которые не реагируют на автотранспорт. Зато реагируют на велосипед. И именно в тот момент, когда я проезжаю мимо, они начинают ломиться через заросли кустарника, отчаянно хлопая крыльями. Я с ними инфаркт думал, получу.

Спуск с горки. Опять слева что-то куда-то ломанулось. Только как-то громче, чем обычно. Послышался хруст дерева. Я притормозил.

В двадцати метрах от меня по стволу дерева лезло четыре когтистых лапы…

Первая мысль: «О! Маленький медведь. А быстро лезет…»

Наблюдал за восхождением секунды три. За это время мишка преодолел около 4 метров и был уже высоко. А я осознал истину – надо сваливать. Это как раз тот случай, когда я могу огрести от большого медведя.

Отпустив тормоза, я резко толкнул педали. В голове очередная мысль: «Только бы не из кустов по ходу движения. Если окажусь между – начнутся неприятности. Если сзади – то гнаться не будет. Нафига я ей сдался».

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 21 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Экстремальный портал VVV.RU