Перевал Passo di San Giacomo находится на самом севере Италии, в долине Val Formazza, которая клином вдается в территорию Швейцарии. Долина эта – довольно глухая дыра по итальянским меркам, сквозной дороги нет, в Швейцарию с перевалов ведут только тропы. Карту можно
посмотреть вот здесь.
У нас получилась даже не двухдневка, а скорее, полуторадневка – в субботу собрались поздно, еще почти три часа на машине от Женевы до Брига, короче, стартовали в полдень. Маршрут наметили такой – Brig – пер. Simplonpass (2105м) – Crevoladossola – пер. Passo di San Giacomo (2313м) – пер. Nufenenpass (2478м) – пер. Griespass (2479м) – Ulrichen – Brig.
Симплон – один из немногих двухтысячных перевалов, которые на зиму не закрывают, чтобы дорогу при этом не завалило лавинами, она почти вся покрыта галереями, как на этом снимке –
А это уже спуск с Симплона, вперди маячит четырехтысячник, если не ошибаюсь, Lagginhorn.
Кстати, мы выбрали правильное направление прохождения перевала - я очень не рекомендую подниматься на Симплон с юга, со стороны Италии, движение там весьма оживленное, галерей еще больше, чем на швейцарской стороне, поэтому грохот и выхлопные газы на протяжении 1700-метрового подъема – удовольствие на любителя. Вниз, на скорости, ехать еще куда ни шло, но вверх…
А это вот такой каменный мостик, уже внизу, в Италии –
Crevoladossola, нижняя точка маршрута, всего 300 метров над уровнем
Здесь довольно тепло
Ночевка. Высота 1200, метров тридцать от дороги, в лесочке под скалой, совсем рядом из-под камней бьет родник.
Вероятно, здесь проходил этап Джиро…
На высоте 1700, над водопадами, стоит отельчик, сюда приезжает местная публика на предмет прошвырнуться по горам. Когда мы проехали последнюю деревню и стали смотреть в карту, нас обогнали, даже не поздоровавшись, два байкера в полном прикиде, с микрозахребетниками на спинах, вероятно, из этого самого отеля, а следом еще один, но одетый попроще – семейные трусы и рубашка в клеточку (этот поздоровался). Довольно скоро он обошел на подъеме крутоупакованных перцев, мы их тоже скоро достали, и покрутили дальше по грунтовке
Затем мы устроили фотосессию минут на пятнадцать, пытаясь извратиться примерно вот таким макаром -
Уже в конце сепантинов товарисч в семейных трусах просвистел навстречу, видимо, он ехал только до озера. Такая неплохая физзарядочка – 600 метров подъема по грунтовке с утреца…
Озеро вот оно –
Дорога плавно поднимается вдоль озера на перевал, на гребне желтеет полуразрушенный домик, устроили на его крылечке перекус.
Вот это вид с Passo di San Giacomo в сторону Швейцарии. Внизу, налево, уходит дорога на Nufenenpass, а белая змейка в правой части снимка – подъем на Сен-Готар.
Чуть ниже перевала какая-то ферма, от нее полого налево и вверх уходит пешеходная тропа, а прямо и вниз – круто спускается тоже пешая тропа, к дороге на Nufenen. Вверх затаскивать велосипеды – мазохизм, а вот вниз идешь со скоростью пешехода, не напрягаясь, кое-где даже можно ехать, за полчаса сбросив метров 500, мы оказалсь на бетонке.
И тут в строку просится лирическое отступление – типа сравнить эту бетонку, скажем, с бетонкой на Тулу (магистраль, елы-палы!). Но не буду сравнивать.
Легкий свежий ветерок, машин немного, 700 метров набора, и мы на Nufenenpass. Вот вид с него на северо-запад. Высокие горки на заднем плане – это четырехтысячники Бернских Альп.
Метров двести сброса, и налево идет дорожка на Griespass, до плотины средней паршивости асфальт, дальше вверх в обход озера грунтовка, плавно переходящая в тропу, по которой, однако, можно ехать. Примерно вот так –
Поднявшись над озером метров на 150, мы оказались примерно в километре от перевала и даже чуть выше него. Но дальше тропа идет вверх-вниз, и видно, что проехать по ней вряд ли получится (пешеходы прыгают с камня на камень), а тащить на горбу велосипеды – “это не наш хоккей”, как говорил незабвенный Н.Н.Озеров. К тому же вид с этой точки открывается…
Решили устроить обед с видом на ледник и на озеро. А на пеший перевал пусть ходят пешеходы!
Спуск до Ульрихена по серпантину весьма приятен (километр сброса), а вот дорога от Ульрихена до Брига – вонючая загазованная трасса.
Не рекомендую.
Но машина-то в Бриге… никуда не денешься.
Всего получилось набора около 4300 (весьма скромная цифра для двух дней).
Километры, как обычно, не считали.