"метла Тура"
В разгар сезона чаще всего никому нет дела, что творится в «хвосте» пелотона, если только там случайно не оказывается претендент на высокие места. Но сейчас, когда до жарких баталий крупных гонок остаётся совсем немного времени, можно уделить внимание …..«метле». Ведь так называют машину, замыкающую гонку.
На французском – это voiture-balai, на английском broom wagon (или sag wagon), наши гонщики называют её «веником». Долгие годы над машиной даже прикрепляли настоящую метлу - мрачное напоминание отставшим, что они могу не вписаться в лимит времени.
Для многих, кто присутствовал на гонках в качестве зрителя, ожидая много часов на обочине дороги, когда же праздник в виде пролетающего мимо пелотона заставит кричать во весь голос, «метла» становится грустным символом. Впрочем, ничего весёлого в этом слове нет и для самих гонщиков. Когда она проезжает мимо – это значит, что весь пелотон уже уехал, и для зрителей закончилось напряжённое бодрствование, праздник подошёл к концу.
А если в машину-«метлу» садится гонщик, это означает, что для него закончилась гонка.
Бывает, что свидетелями этого грустного момента являются лишь судья гонки и водитель broom-wagon, которому часто ничуть не легче, чем гонщику, вынужденному закончить соревнования. Ведь с каждым оторванным номером, с каждым погруженным в «метлу» велосипедом тот, кто чаще всех видит обратную сторону гонки, переживает заново вместе со спортсменом тяжёлый момент схода.
Вы можете узнать из первых уст, каково это....находиться в самой последней машине.
Рассказывает водитель voiture-balai :
«Так же, как каждый год появляется победитель Тур де Франс, так и я каждый год становлюсь победителем самого долгого тура: я тот, кто тратит на Тур больше всего времени. Я нахожусь в broom wagon, я еду на ней все этапы, до самого конца. Позади самого последнего гонщика, позади всех машин спортивных директоров.
Broom wagon – это машина, в которую садятся гонщики, когда они сходят. В этой машине всегда царит печаль. Есть гонщики, которые садятся в слезах, замыкаются в себе, есть те, которые заходят и не говорят ничего. Это машина, которая всегда полна эмоций. Из неё гонка видится совсем по-другому.
В каждой гонке есть великие моменты и есть самые печальные. По телевизору мы всегда видим голову пелотона, где разворачивается действие. Вы следите за онлайн трансляцией, чтобы узнать, кто претендует на победу. Но когда вы находитесь в конце, вы наблюдаете за тем, что не видит никто – как гонщик мучается, как прекращает гонку.
Для меня, много всего повидавшего, эти моменты всегда очень ценны. Именно это заставляет меня оставаться водителем broom-waggon.
Несколько лет назад я видел, как Магнус Бэкстед, победивший на Париж-Рубэ двумя месяцами раньше, заболел на 15-й день Тур де Франс. Он подъехал к моей машине – «метле», остановился и упал на колени. Он начал рыдать и был безутешен. Для меня этот момент очень значим. Победитель Париж-Рубэ рыдает на моих руках на обочине дороги.
Я каждый раз вижу, как впереди, недалеко от моей машины едут гонщики. На каждом этапе я вижу их спины. Иногда они оглядываются и замечают, что я смотрю на них. Они устали или больны. Каждый раз, когда гонщик видит broom-waggon, для него начинается кошмар. Ты по-настоящему чувствуешь его отчаяние.
Мы, судья и я, подходим к гонщику, сидящему на дороге, судья снимает с его майки номер, а я забираю велосипед. Обычно мы молчим. Я кладу велосипед в машину-«метлу», сажусь на своё водительское место и жду. Потому что я не люблю этот момент. Это очень тяжело.
Если гонщик уже сел, мы ждём, прежде чем заговорить с ним. Для того, кто сошёл с гонки, это невыносимые мгновения. Этот момент очень сложен сам по себе. В такое время ты не хочешь говорить ни с кем.
Почти тест на вождение broom-waggon – это конец гонки. Если на финиш наша машина приезжает пустой, значит наша миссия выполнена успешно, это значит, что отставших не было.
В этом году машина-«метла» отмечает юбилей – 100 лет, первый раз она появилась в гонке в 1910 году на Тур де Франс.
источник: velolive.com