Новости:
FAQ:
Походы:
Путешествия:
Соревнования:
Техника:
Форум:
Клуб:
Каталоги:
Наши проекты:
VeloTeam / Велокоманда:
Custom bikes:
НЕ СПИ:
Разное:
Спорт-онлайн:
Погода:
Линки:
Знаете-ли Вы, что...:


ПУТЕШЕСТВИЯ:

11-15 декабря. По зимникам вдоль Белого моря или путь в Малошуйку

Состав группы:
Kampy Каменцев Михаил (Kampy) - руководитель похода (вторая бессонная ночь)
Вова Володя Воронков (Вова) - завхоз
Михалыч Сергей Грозных (Михалыч) - опытный турист
DenisDNS Денис Кавелин (DenisDNS) - механик, фотограф


Цели похода:

Поход проводится с целью продолжения изучения природы севера в зимнее время года, а также для совершенствования физической и технической подготовки группы. В этом походе будет проведен первый тест-драйв нового титанового маунтинбайка-спецзаказа, а также некоторых элементов снаряжения и одежды.

Пролог

Еще свежи воспоминания о недавнем классном походе в Еглино, сижу, перечитываю еще раз отчет похода пеших туристов по тем местам. Привычно трынькает уведомление о новом письме. О, письмо от Миши (Kampy), это уже радует. Тема: "приглашение в поход", это радует еще больше :). Ну а строчки: "Поход является разведывательным, т.е. прохождения 100% маршрута не гарантируется, так как о состоянии зимников неизвестно НИЧЕГО" просто заставляют меня взяться за карты для изучения предполагаемого маршрута. Маршрут очень интересен. На Белом море не приходилось бывать. В общем, решаю ехать. Решаю обычные организационные проблемы (тяжелый разговор с девушкой :), разборки с начальством по поводу отгулов), отписываюсь согласием Мише и начинаю потихоньку готовиться. Надо сказать, что как раз в эти дни я собирался ехать в Мурманск к Владу Васильеву (Santa), пригласившему меня на небольшой походик в полярную ночь. Это моя давняя мечта, но решаю все-таки остановить свой выбор на Белом море, отложим полярные ночи на следующий год (в очередной раз).

Начало похода (приключения начинаются)

С утра, 11 декабря, Миша заехал к нам домой и оставил рюкзак, который собирался забрать вечером и поехать вместе со мной на вокзал. Так оно и получилось, и около 18.30 мы выдвинулись на Ладожский вокзал. Поехали с запасом, так как на новом вокзале еще не были ни он ни я, и правильно сделали, как выяснилось позже. Вход нашли на удивление быстро, закупились недостающей едой и стали искать нужный поезд. На вокзале встретили Сергея (Михалыча) и уже через 5 минут Миша определил правильное направление и мы пошли к поезду, он уже стоял. Сначала проводник немного нервничал, но, увидев, что мы разбираем байки, немного успокоился, а когда я ему сказал, что мы опытные туристы, то вообще сменил гнев на милость. Вскоре подошел Володя (Вова) и мы достаточно быстро погрузились в поезд. Вроде, все начиналось удачно, но время шло, а еще одного участника похода (Нади - MouseN) все не было. Мы начали немного нервничать и вышли на платформу. Королевское время в 5 минут вышло и мы начали не на шутку волноваться. 4…3 Миша видит Надю где-то наверху эстакады (никто так и не понял, действительно ли он ее видел). Миша с Вовой начинают беспорядочно метаться от лестницы к лестнице, я стою у вагона и смотрю во все стороны, на случай, если Надя появится с неожиданной стороны. 2…1…0, приходиться садиться в поезд без Нади. Через 2 минуты звонок от Нади - она действительно опоздала минуты на 3 и видела уходящий поезд, блин, как обидно, но ничего, через пол часа идет поезд на Вологду (мы тоже ехали туда, но только на Архангельском). Сообщаем Наде, что ей надо прорываться на него. Через пол часа получаем совсем не радующую весть - она не смогла в него сесть :(. Ужас. О том, что у Нади 3-х местная палатка, пока даже не думаем. В нашем купе начинает идти работа с картой СССР (она была у Вовы - опытный :)). Итак: Череповец, Бабаево, т.е. вроде, есть варианты. Опять переговоры с Надей. Опять ждем. Опять облом. Пытаемся не сдаваться, но время уходит, и варианты похоже тоже… Вот трек действий Нади от первого лица:

"выдвинулась за 35 мин. от отхода к поезду с работы - думала успею, но не учла обилие машин на невском. Первый раз езжу с Ладожского вокзала. Как-то там все не так... не хватило одной-двух минут...пока сориентировалась, что где...поезд укатил без меня. Я побежала к дежурному по вокзалу,чтобы договорить о посадке на поезд Спб-Вологда, отпр.через 40 мин. Он говорит, без проблем, если есть билеты. Позвонил - билетов НЕТ... Посовещавшись по мобильнику с Мишей, иду искать начальника вологодского поезда. Найти его не составило проблем - за ним бегала по перрону вереница бедолаг со слезами на глазах. 2 круга в конце цепочки по перрону пробежала я с байком, но подступиться ближе не было возможностей. никого из просивших он не посадил, только орал, мол чего пристали, мест нет, меня ваши похороны (кто-то там не мог на похороны уехать), проблемы и пр. не волнуют... Что делать-то?...Посовещавшись в очередной раз с Мишей, поехала на Моск. вокзал, там сдала этот билет, и узнала, что эл-ка на Бабаево (посл. возм. вариант) уходит в 15 с копейками...Да, тоже не вариант.. настроение ниже нуля - еще потеряла в суете перчатки за 700 р. и мигалку...на вс.случай, съездила снова на Ладожский, там нашла свое имущество в луже...подняла уж- чего уж там... Еще заехала по пути на Обводный а/вокзал и узнала, что автобусы ни до Вологды, ни до хотя бы Бабаево не ходят. После этого поехала домой, вернулась в Сертолово в час ночи. Накатала за день с нагруж.великом всего около 90, да по асфальту, но чего-то устала...наверное, из-за огорчений…"

Очень грустно, но мы понимаем, что едем без Нади :(. И еще начинаем понимать, что едем с одной 2-х местной палаткой на 4-х :).

Вологда. 12 декабря 2003

Около 8 мы в Вологде. До 15.10 (поезд на Вонгуду) у нас куча времени и, не теряя времени, мы отправляемся на экскурсию по Вологде. Сразу чувствуется, что город с большой историей. Датой основания Вологды считается 1147 год. К сожалению, в ХХ веке многие каменные храмы были разрушены, но их все равно очень много и это сразу бросается в глаза.
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь Спасо-Прилуцкий мужской монастырь
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Угловая башня Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Угловая башня

Город решили осмотреть немного позже, а пока направились на окраину города - Спасо-Прилуцкому мужскому монастырю (действующему). Добрались достаточно быстро, так как у Вовы была карта и он быстро сориентировался. Мы решили зайти внутрь и нам предложили небольшую экскурсию по монастырю. Мы были не против, и после достаточно долгого отсутствия нашего руководителя в местной бухгалтерии (как сказал один из монахов) мы пошли на экскурсию (с носа по 50 руб.) Экскурсоводом был молодой студент духовной семинарии и вел рассказ достаточно живо и интересно. Монашеская обитель была основана в 1371 году преподобным Дмитрием Прилуцким. Центральный Спасский собор был построен в 1537-1542гг. История монастыря очень богата и разнообразно: была здесь и тюрьма, где умирали по нескольку десятков человек в день, были и военные казармы в Наполеоновские времена, было и полное запустение. Рассказали нам такую интересную историю: государству было полностью наплевать на монастырь и глава руководства дабы снять с себя эту проблему, просто повесил ключи на дверь и сказал, что кто первый его откроет, тот и будет хозяином. И какая-то бабушка поехала за священником дабы сообщить это. Так монастырь обрел нового хозяина. Вот такая вот забавная история. Мы осмотрели монастырь, нижние палаты (где сейчас проходит служба). Реставрация потихоньку идет - это видно, она осуществляется на средства местных спонсоров. Побывали на могиле Константина Николаевича Батюшкова, который был здесь похоронен в 1855 году, прошлись по стене. В общем экскурсией остались вполне довольны, и поехали осматривать центр города. Посмотрели основные храмы, церкви, зашли в краеведческий музей, где мне очень понравились залы с экспозицией животного мира. Закупились едой на обед, посетили местный спорт магазин, где Миша купил прикольные чуни, и отправились на вокзал, так как до поезда уже оставалось не особо много времени. Сели без эксцессов, пообедали и стали пытаться спать так как надо было вставать в 3.30.
Храм святителя и чудотворца Николая во Владычной слободе Храм святителя и чудотворца Николая во Владычной слободе
Центральная площадь Центральная площадь


Пробег: 19,5 км

Белое море. 13 декабря 2003

Около 4 быстро выгружаемся на станции Вонгуда (стоянка 6 минут). Сразу понимаем, что это достаточно глухое место. Пока собираемся и смотрим расписание всех существующих в этих местах поездов, подходят местные работяги и расспрашивают о том, что мы здесь делаем, мы объясняем, что туристы. Кто-то вдруг догадывается: "А-а-а, знаю, так это же экстремалы! Я слышал о них". Мы не стали их переубеждать и поехали искать дорогу на Онегу. По плану нам надо было попасть на берег Белого моря западнее реки Онеги, для этого ее надо было перейти. Для этого можно было ехать до Онеги, надеясь, что там есть паром или Онега встала (на это надежд почти не было, да и местные это подтверждали, хотя и туманно) или переходить по ж.д. мосту и идти до берега моря по скорее всего несуществующему зимнику около 10-20 км. Мы решили ехать до Онеги, а там, как пойдет. Дорога до Онеги была весьма хорошей и мы держали темп около 11-13 км/ч (против встречного ветра это очень даже неплохо). Михалыч почему-то не захотел ставить шиповки (у него дома были двухрядки) и стал периодически падать. Я ехал с Пецелем, который освещал только несколько метров впереди и на одном из спусков не успел оттормозиться и влетел в Михалыча, вернее не влетел, а завалился тихонько набок, чтобы не влететь в него. Дальше ехал без фонарика и это было намного лучше, т.к. было достаточно светло. Проехали отворотку на ж.д. мост, какой-то поселок и часам к 8 были уже в Онеге. Температура была около -2 -4. Достаточно сильная снежная вьюга. Стали искать пристань, и надо сказать, достаточно быстро ее нашли. Надо проехать около 1.5 км после вывески "Онега" и на одном из перекрестков, слева будет виден порт (краны и кораблики), здесь-то и находится пристань. Немного потупили, т.к. никакой информации не было, а помещение порта оказалось пустым, хотя и горел свет. Но, вскоре, Миша увидел на воде огоньки кораблика и мы все вместе перевезли байки непосредственно на пристань. Минут через 5 баркас причалил и мы выяснили, что сообщение через Онегу существует и что через 40 минут он как раз отправиться на западный берег Онеги. Вот так удача!!! На пристани был шквалистный ветер, снег, по Онеге плавали льдины. Надо отметить, что течение в Онеге очень быстрое, и похоже она пока и не собирается вставать. Помогли друг другу погрузиться на корабль и пошли в каюту (помещение для пассажиров), где немного перекусили. Настроение было очень хорошее, т.к. мы особо не надеялись на паром и думали, что придется искать частников на лодках. Хотя я что-то сомневаюсь, что кто-то отважился бы выходить в Онегу в такую погоду. В 9.00 Капитан Митягин (так назывался наш кораблик) отчалил от пристани и стал бороться с течением.

Расписание парома "Капитан Митягин": 7.00, 8.00, 9.00, 11.00, 14.30, 16.30 (со 2 декабря), 17.30, 21.00
Билет: 9 руб. - на человека, 9 руб. - на велосипед, есть даже ценник на певчих птиц - это нас развеселило еще больше :).

Паромчик через Онегу Паромчик через Онегу "Капитан Митягин"
На горизонте Белое море На горизонте Белое море


Высадка была прямо как в фильмах. Я так понял, что он даже не швартовался к причалу, просто стоял рядом и пытался удержаться на течении, трап колбасило так что один мужик держал его внизу, другой наверху. Постоянные порывы ветра страшной силы. Выгружаем через борт велы. Как только мы покинули борт, кораблик тут же устремился обратно. Классно!!! Это было мое первое сильное впечатление похода. Интересно, что все относились к нам очень нормально, помогали, советовали. Уже не первый раз ощущаю дружественную атмосферу севера - это очень приятно. После такой драйверной высадки стали быстро покидать причал, т.к. ветер просто разбушевался. Вышли на дорогу и направились в сторону Ворзогор. На одном из перекрестков свернули налево. Дорога была на удивление хорошей, много ледяных участков, но на шипах ехать очень хорошо (у меня стояла только передняя WXC-300, но и этого почти всегда хватало, хотя, лучше ставить обе). Углубились в лес, ветер стих, ехать стало очень приятно и тихо, только парочка мотоциклов с коляской (одна из которых была на лыжах) и один запорожец обогнали нас (они ехали на рыбалку на озеро и, вскоре, мы их ставили позади). По дороге в Ворзогоры выехали почти на берег Белого моря, ветер сразу резко усилился. Немного постояли и двинулись снова в путь. Двигались почти против ветра, поэтому скорость не была очень большой, к тому же некоторые участки были или очень сильно заснежены или сильно обледенели и приходилось слезать с велов. Так потихоньку и добрались до деревни Ворзогоры. Дело в том, что по карте по берегу Белого моря идет старинный Онежский почтовый тракт, сейчас от него практически ничего не осталось, но мы надеялись, что вдруг он поддерживается в качестве зимника, Но, из разговоров с местными ребятами (по виду очень даже толковыми), мы поняли, что зимника такого точно нет, и что можно пойти по берегу, но это только пешком. Мы, немного посоветовавшись, решили, что будет правильней вернуться до развилки с зимником на Нименьгу, благо мы видели, что он есть, правда, не наезженный. Кто знает, было ли это решение правильным. Возможно, стоило пойти прямо по берегу моря, но это обрекало бы нас на 100%-ую ходьбу пешком, а мы хотели ехать, т.к. планов было еще очень много и мы бы все равно ничего не потеряли и заехали бы в Абрамовскую после Малошуйки. Так и порешили. Мы оставили велики с рюкзаками на въезде в Ворзогоры и двинулись пешком к церквушкам. Как сообщили местные жители, деревня как бы делится на две части и церквушки находятся между этими частями деревни. Надо отметить, что деревня Ворзогоры достаточно большая деревня, с десятком "живых" домов точно, правда, жителей ходило единицы, видимо, все прятались в домах. На вопросы о дороге на Малошуйку никто ничего сказать не мог и воспринимали это название, как будто впервые в жизни. Церквушки мы обнаружили достаточно быстро. Первую мы решили осмотреть на обратном пути и двинулись к дальней. Очень красивая церковь! Я первый раз вижу полностью деревянную церковь в "живую", т.е. видел, конечно, в Кижах, но это все же музей, а тут реальная деревенская церковь в реальной деревне. Класс! Ветер сдувал с ног, температура упала градусов до 10, фотик постоянно глючил, но я, все таки, с ним справился и всласть пофотил церквушку. Запомнилась также деревянная водокачка.

Водокачка в деревне Ворзагоры Водокачка в деревне Ворзагоры
Церковь в деревне Ворзагоры Церковь в деревне Ворзагоры


Обошли церковь со всех сторон, насмотрелись и пошли обратно. На обратном пути зашли к еще одной маленькой церквушке и тоже ее осмотрели (фот совсем заглючил и я не смог с ним справиться). Пришли обратно к байкам и покатили обратно. Поехали очень бодро - по ветру. Немного перекусили, спрятавшись в лесу. Еще немного покатались - попадали на льду и, вскоре, оказались на нужной развилке. Нужный зимник оказался совсем непроезжабельным и мы решили сначала проверить лесовозную дорогу, вроде бы, уходящую примерно в нужном направлении. Проехали по ней минут 15 и поняли, что она уходит не туда куда надо. Вернулись. Ну что ж придется идти пешком по проводам. Мне почему-то казалось, что эти провода выходят опять на дорогу, по которой мы уже ехали, потому что им деваться было не куда, но сверившись с GPS-ом, Миша направил нас вперед. Пройдя еще километр-два я понял в чем прикол - мы наткнулись на Т-образный перекресток проводов, и те, что уходили направо, как раз и выходили на дорогу, а наши шли дальше. Эх! Я никак не мог подумать, что провода могут разойтись в разные стороны. Вот так вот. Мы двинулись дальше. Смеркалось. Надо сказать, что темнеет здесь очень быстро где-то в 15.30. В 16.00 уже полная темнота. Вот так, в уже сильных сумерках, мы дошли до болота Никольский Мох. Я стал тропить. Постепенно вышли на открытое пространство, болото было практически все замерзшее, т.е. представляло один огромный сплошной каток. Правда, попадались и водяные прогалины. Поначалу идти первым было немного страшновато, но постепенно я свыкся с мыслью, что болото не проваливается и, даже, попытался ехать. Это у меня получилось, но не особо хорошо. Ветер был настолько сильный, что рюкзак очень сильно парусил, и заднее колесо просто сдувало и меня раскручивало на месте :). Пару раз навернулся, успокоился и спокойно пошел пешком. Картина была потрясающая: полная темень, вокруг ни одного огонька, огромные просторы замерзшего болота, полуразрушенная ЛЭП, звенят провода, поскрипывают столбы, ужасный ветер. Запишем это на эксклюзивное впечатление похода номер 2 :).

Преодолели болото. Все уже весьма сильно подустали, т.к. до болота топали по колено в снегу, по болоту было идти полегче, вроде, после болота опять начался снег с водой внизу. Ноги у всех быстро промокли. Перешли ручей, ноги суше не стали :). Силы были явно на исходе, но вставать было негде. И тут, о чудо! Рядом с дорожкой мы замечаем две избушки лесорубов.
Топим по черному Топим по черному
Избушка лесорубов Избушка лесорубов


Немного посовещавшись, и осмотрев избушки, решили встать на ночлег. Нельзя сказать, что избушки были супер, но по крайней мере, там было сухо. Выбрали лучшую, затопили костер прямо внутри (была дыра в потолке для топки по черному) и стали готовить еду. Я хотел протестировать специальные спички и сухое горючее, но оно не особо понадобилось, т.к. была береста и костерчик развели без особых проблем. Хорошо поели, расстелили спальники и легли спать, так как Миша объявил 5-ти часовой подъем. Вчетвером было тесновато, но, вероятно, немного теплее. Когда ложились спать на улице шел дождь, кое-где избушка текла, но не сильно. В 3 ночи Миша стал спрашивать у меня время, но у меня часов не было, поэтому разбудили недовольного Вову и Миша, выяснив, что сейчас только 3 часа, взял часы себе и …. назначил ответственным за подъем почему-то меня (вроде).

Пробег: 75 км

14 декабря 2003

Когда проснулись, то поняли, то на улице намного холодней чем вчера. В избушке был ужасный дубак. Миша, посмотрев на часы, недовольным голосом сообщил, что мы бесстыдно проспали, и что уже целых 7 часов и это очень плохо. Это действительно было плохо, так как рассвет уже теплился, и лучше было бы уже выходить. Но делать нечего, быстро встали и активно занялись приготовлением пищи и отбиванием льда от байков. Вечерний дождь с ночным морозом сделали свое черное дело и все обода, цепь, тормоза были покрыты льдом. Мокрые ботинки также пришлось оттаивать на костре, чтобы надеть на ноги. Кто-то орудовал топором, кто-то ножом, кто-то гаечным ключом. В общем, после 30 минут активного отбивания и разъема тормозов, колеса стали крутиться. Вышли около 9. Сразу за избушками перешли по поваленным бревнам речушку Тапшеньга, которая протекает между болот.

Болото Вирандорский Мох не заставило себя долго ждать и мы пошли по нему. Кое-где можно было ехать, но не долго. Тут мы немного ошиблись. Решили пойти по более укатанной дороге, а не по проводам, надеясь, что эта дорога просто огибает болото и потом снова выходит на ЛЭП. Но это было не так. Мы поняли это когда уже достаточно много и сильно взяли влево. Там мы встретили лесорубов на танко-тракторе, которые слегка обалдели увидев туристов, да еще с великами. Кто-то советовал подождать два дня и может нас частично возьмут с собой какой-то трактор, кто-то советовал по карте, кто-то просто смотрел на нас, как на идиотов. 5 минут совета. И мы решили по GPS-у выходить на ЛЭП, т.к. возвращаться - это не спортивно. Миша первым выдвинулся по дороге. Надо сказать, что это было эффектно. Миша сказал: "За мной, по дороге!". Первые шаги ознаменовались погружением в мерзкую вонючую жижу по колено. И вот так медленно, шаг за шагом, еле выдергивая байк из жижи мы стали продвигаться вперед. Лесорубы еще долго стояли с смотрели нам вслед молча. Михалыч с Вовой решили снять рюкзаки и тащить их на себе. Я это сделать не мог, т.к. у меня не однообъемник, да и Татонка на спине была, но зато я понял, что по лесу идти намного легче, снег почти не проваливался по обочине дороги. Так мы шли достаточно долго, пока не стало ясно, что дороги-то больше и нет совсем. Взяли ориентир на ЛЭП по компасу и по GPS и пошли по азимуту прямо по лесу. Снега много, кое-где проваливались до воды. Если на колеса попадала вода, то через 3 минуты они уже не крутились, приходилось отбивать лед. Михалыч, в пылу борьбы со льдом, пробил камеру ножом. Миша пролюбил компьютер. Я старался любой ценой не допустить попадания воды на колеса, так как рюкзак был на веле и катить его мне было необходимо, поэтому часто жертвовал ногами, ступая прямо в воду, но вел перетаскивал. Потихоньку стемнело. Мы, наконец-то вышли на болото. Идти стало легче. На этот раз, я, как механик, шел сзади. Стало совсем темно. И мы очень четко пошли группой, но расстоянии 1-2 метра, на случай провала болота. Посреди болота у Вовы неожиданно отвалилось переднее колесо. Оказалось, что срезало часть резьбы эксцентрика и его до конца не закрутить - проворачивается. Кое-как, минут за 20-ть решили эту проблему и двинулись дальше. Миша шел первым и периодически что-то выкрикивал, как я понимаю, это была дистанция до реки, но, т.к. я шел последним, а ветер был весьма сильным, то я ничего не слышал. Как-то раз мне показалось, что крик был: "Ура!", но я думал, что это глюк. Шли гуськом, в полной темноте, при свете пецелей, как настоящие полярники - никогда так не ходил :), прикольно. Еще минут через 10 я повернул голову в сторону и увидел поваленный столб и провода. "ЛЭП!" - закричал я. Оказалось, что мы уже давно идем по ЛЭП и Мишин крик был мною правильно трактован. Пошли по ЛЭП. Это уже было веселее, т.е. мы вернулись на нашу родную ЛЭП, с которой свернули утром. Так потихоньку мы дошли до реки Ухта. Больше всего мы боялись, что она не встанет, и, на первый взгляд, так оно и было. Но отойдя немного в сторону обнаружили, что лед частично есть, но есть и много прогалин, да и толщина льда была сомнительной для перехода. Стали тестировать палками. В итоге выбрали наиболее благоприятный на взгляд вариант, и Миша пошел его проверять. Откровенно говоря, я за него весьма боялся и постоянно выкрикивал, чтобы он бил палкой сильнее, так как он шел, как слепой, т.е. слегка постукивая палкой по льду. К счастью тестовый переход увенчался успехом и мы по очереди, стараясь максимально опираться на байк, перешли Ухту. Лед иногда угрожающе потрескивал.

Мы были очень рады, что смогли перейти через речку, иначе пришлось бы искать другие, не особо радующие варианты. Уже была ночь, силы после хождения по лесам, болотам и речкам были на исходе. Необходимо было вставать на ночлег. Встали. Палатку решили сразу не ставить, а сначала обсудить наше положение. Разожгли большой костер, благо сушняка было много, хорошо поели и стали подсушивать-отмораживать вещи. Я и Михалыч хвастались своими красивейшими украшениями на ботинках: у меня порвалась нижняя лямка гамаша и, т.к. она болталась почти целый день, то на ней образовались три прикольнейших кусочка льда, причем, больший был размером с кулак - вот такие вот кандалы образовались :).У Михалыча получились примерно такие же льдышки, но только на шнурках, т.е. ботинок был с тремя пумпончиками :). Сидели у костра, разговаривали, ели, сушились. Подъем был необходим очень ранний и, прикинув, что спать остается около 3-4 часов с учетом утренней раскачки, было принято интересное решение - идти без ночевки! Михалыч заварил классного чифира и мы сидели у костра и постоянно пили чай.

Пробег: 15 км

15 декабря 2003

Выход в 5. Время на сборы минимальное, т.к. почти ничего и не разбиралось. Сразу окунулись в снег по колено. Идти очень тяжело. Потом болото. Все были с налобными фонариками. Михалыч один раз ненадолго остановился и потом пошел почему-то совсем не туда, но во время понял ошибку и вернулся на наши следы. Больше мы не экспериментировали с разрывами группы и шли вместе. Чифир все-таки был слишком крепким, в глазах начинает появляться "северное сияние". Но идти все равно надо. Пытаюсь восстановиться шоколадками, вроде, постепенно состояние улучшается.

Тут хочется немного сказать о раскладке, автором, которой был Вова. Раскладка, можно сказать, роскошная. А с учетом того, что нас стало на человека меньше (Надя практически ничего из раскладки не везла), еды стало еще больше :). Так вот - раскладка мне очень понравилась. Особенно порадовали сникерсы (2 на человека в день), да и вообще, продуктов был полный спектр. Михалыч не ел пряники и печенье, но сникерсы мы его есть научили :).

Итак, мы, прямо сказать, прорываемся к деревне Нименьга. Снега по колено, часто - выше. Постоянно проваливаемся до воды - ноги мокрые у всех. Силы расходуются очень быстро. Но вот видим вдалеке первые огоньки, значит деревня живая. Еще пол часа и мы на краю деревни Нименьга. Если кто нас видел в этот момент, то думаю весьма был удивлен. Группа с яркими фонариками выходит из леса, где вообще никто не ходит и начинает обследовать первый деревенский дом, обходя его со всех сторон.

Стали искать дорогу, но что ушло около 20-30 минут. Деревня была очень странная и немного мистическая. Забрезжил рассвет, но было еще очень темно - это придавало еще больше шарма этой деревеньке. В один момент мне показалось, причем совершенно реально, что на реке (Нименьга) пасется стадо коров и стоит пастух. Я был сильно впечатлен. Подошел поближе - уффф, ура, глюки, это маленькие елочки, но как похоже! Вот что силы животворящие делают :).

Церковь в деревне Нименьга Церковь в деревне Нименьга


С северной стороны стоит очень интересная церковь. К сожалению, сфотить, получилось очень плохо, так как было очень темно, а когда хоть немного рассвело, мы уже достаточно далеко отъехали. Около церкви нашли маленькую дорожку вдоль реки, которая привела нас к мосту, перешли мост и Миша пошел искать зимник на дер. Абрамовская а я тормознул местного жителя на снегоходе и стал его пытать на предмет дороги на Малошуйку. Он сообщил, что зимника на Малошуйку нет. Вернее есть, но только через ж.д. станцию Нименьга. Я пошел за Мишей, т.к. его не было уже около 15 минут. Он тоже не нашел никакой дороги и мы пошли на ж.д. станцию Нименьга. Был еще зимник на берег моря, но вот по берегу его не было точно, пришлось бы опять идти по колено и выше в снегу, а времени-то особо уже не было, и так опаздывали на сутки почти домой. Дорога на ж.д. станцию была достаточно хорошей и кое-где можно было даже ехать, правда вот велосипеды были в плачевном состоянии: переключки позамерзали, цепи частично тоже. Так что почти всю дорогу просто бодро шли. Тишина, красота, небольшие холмики. Часам к 12-ти добрались до ж.д. станции Нименьга. Называлась он, правда, не Нименьга, а Нименга, но нас это не остановило :). Узнали расписание поезда, ждать тепловозика надо было около 7 часов. Надо сказать, что постепенно, совершенно не нарочно, наш поход превратился в путь к Малошуйке. Она стала нам, как цель очень далекая, практически недостижимая, оттого и еще больше привлекательная. Мы просто должны были до нее дойти! И, хотя, начальница станции нас убеждала несколько раз, что зимник на Малошуйку еще не проезжен и, что мы точно не успеем в Малошуйку до 8 (поезд в 20.10), мы только загадочно улыбались. Задерживаться действительно было опасно и мы практически сразу выдвинулись в путь. В путь на Малошуйку. Она была уже так близка, но явно не собиралась еще сдаваться. Миновали поселок Нименьга. Когда-то это был крупный ж.д. перевалочный пункт, но теперь все это напоминало станцию после очень массированного артобстрела. У немногочисленных рабочих мы постоянно спрашивали дорогу, т.к. начало зимника найти было весьма сложно. Надо проехать через предприятие, потом ехать вдоль заброшенной станции, завернуть направо, а потом налево через мост - это и есть начало зимника на Малошуйку.

ж.д. станция Нименьга ж.д. станция Нименьга
Развалины в поселке Нименьга Развалины в поселке Нименьга
Начало зимника на Малошуйку Начало зимника на Малошуйку


На всякий случай взяли ориентир по GPS на Малошуйку. Зимник действительно был не проезжабелен и идти было достаточно сложно. По началу дорога достаточно сильно уходит на юг и мы немного уже стали сомневаться. Но, видимо, она просто огибает низменности. Дорога очень красивая, идет по холмам и прекрасному лесу. Посчитали примерное время. Должны успеть. Но только только. Прошли около трети. Встали на перекус. И тут, наконец-то, нам крупно повезло. Навстречу ехал ратрак, который сгребал снег и трамбовал его. Это было круто. Перекинувшись парой слов с ратрактаристом мы узнали, что зимник действительно идет на Малошуйку и что с нас приходится пол литра за расчистку дороги. Бутылку мы не дали, но спасибо сказали, нам пожелали, чтобы мы положили это спасибо себе на сберкнижку и покатили дальше, учтиво пропустив нас. Теперь на 60-70% зимника можно было очень неплохо ехать, что мы и делали. Периодически у Вовы были проблемы с эксцентриком и мы старались их поправить. Иногда попадались ручьи и лужи. В общем, ноги у всех опять были мокрые. Потихоньку стемнело, но GPS четко фиксировал приближение к нужной точке. Миша объявлял километры до цели. 8…6…4 и тут нам открылась потрясающая картина! Это была не Малошуйка, это была Мегашуйка! Темнота, достаточно открытое место, на горизонте лес, выше леса очень яркие огни, очень много ярких огней. Зрелище очень достойное, напоминающее какую-то космическую станцию. Мы были вознаграждены по полной за такой нелегкий путь, только ради этого стоило пройти этот поход, но мы видели еще столько интересного. Все были очень довольны, хотя и страшно устали, мы ведь шли вторые сутки без сна.

Дам совет тем, кто решит пройти когда-нибудь тем же зимником в сторону к Малошуйке: подходите к Малошуйке в темноте, вы не пожалеете об этом и получите очень сильные эмоции.

Итак, Малошуйка. Входим в жилую часть, везде лед, очень скользко. Продвигаемся к станции. На карте она показана немного дальше, чем в реальности, так что спрашивайте у местного населения. На станции около 17.30. Поезд 20.10 на Маленьгу. В дер. Абрамовскую решили не ехать, так как было очень темно и мы вряд ли нормально рассмотрели бы церковь, да и оттаять хотелось немного до поезда. Зал ожидания очень классный - маленький, но очень теплый. Кое что просушили, закупились провиантом в поезд, зачехлили байки и стали ждать тепловозик с двумя вагонами. На станции стоит памятник Ленину, осмотрели его. Больше особо достопримечательностей не было. Малошуйка - достаточно крупный ж.д. центр, постоянно ездят товарные поезда, что-то объявляют. Но пассажирских поездов очень мало, наш, например, ходил раз в сутки.

Дорога на Малошуйку Дорога на Малошуйку
ж.д. станция Малошуйка ж.д. станция Малошуйка


Путь домой

Выяснили, что поезд может опоздать. А если учесть, что он завязан на поезд в Беломорск, то нас это очень не радовало, но делать-то особо было нечего. Сказали, что обычно он успевает, но если задержка будет больше чем на 15-20 минут, то он уйдет, т.е. перспектива провести сутки в Маленьге, т.к. полезных дорого оттуда нет. Так что цепочка поездов могла рассыпаться уже на первом звене, а вообще она была такой:
1. 20.10 Малошуйка - Маленьга
2. сразу после этого (около 21.30) поезд Маленьга - Беломорск
3. а там уже на любом до Питера (первым был Мурманск - Москва в 7.48, так что надеялись на него)

Выдвигаемся на платформу, поезд явно опаздывает. Мы немного тупим по поводу стороны, куда мы едем. Закрадываются сомнения, мы сильно веселимся, но мой компас, в очередной раз, ставит все на свои места. С опозданием на 20 минут поезд подходит. Мы подходим к вагону и ждем пока пассажиры выйдут, ждем долго, наконец-то все вышли, появляется проводница, мы радостно сообщаем ей: "Мы к вам!", а она нам в ответ закрывает подножку и говорит: "Вагон закончил свою работу!" и закрывает дверь. Мне, почему-то страшно смешно :). Оказывается надо садиться в первый вагон. Ломимся туда, успеваем. Долго еще почему-то стоим, ведь и так опаздываем, что за фигня. Михалыч не отстает от проводницы с вопросами о том, успеем ли мы на второй поезд. Она говорит, что, возможно успеем, а возможно нет и уже бегает от него. Опаздываем минут на 30. Открываются двери. Ура! Стоит! Причем, поезда подъезжают прямо дверь к двери. Вова бежит в поезд на случай необходимости дергать стоп кран, мы тащим вещи. Драйв полный. Через 5 минут мы уже переместились. Поезд сидячий. Велы поставили удачно, проводница очень дружелюбная. Засыпаем. 3 часа проходят как 5 минут - уже выгружаться. Поезд почему-то очень торопиться и норовит поехать, проводница орет на другую, чтобы та прекратила давать сигналы фонарем к отправке, вроде, ничего не забыли. Идем на станцию, где начинаем узнавать наличие билетов. Время, около 2.30 ночи. Самый ближайший вариант - купейные на 7.48 (Мурманс-Москва). Берем. Идем с Вовой в магазин, который находим с большим трудом. Потом спим в зале ожидания. Стоянка поезда - 10 минут, так что надо желательно быть у нужного вагона. Михалыч все подробно выясняет и мы бредем на самый край платформы, у нас 17-ый вагон. Встали, практически, точно. Я похож на новогоднюю елку: спереди верхняя секция рюкзака, ссади Татонка, через голову связанные боковые рюкзаки, между лямками спереди просунута палатка, в одной руке вел, в другой колесо. Один мужик начал спрашивать, не продаю-ли я чего-нибудь :). Посадка нервная, хорошо хоть проводница нормальная, она не видела, как мы входили, а сидела у себя и размещала по свободным местам. Нам с Михалычем дали два верхних места в боковом купе и мы резко ринулись туда. Подбежали. Михалыч стал нервно дергать дверь - не поддается, сильнее - не поддается, я стал помогать, стали стучать, ведь нам еще вещей кучу тащить. Секунд через 10 дверь открывается, к нашему огромному удивлению - в другую сторону!!! Мы с Михалычем переглянулись, но почему-то было не до смеха, тут же стали заносить вещи, причем у нас горели пецели, пассажиры не шелохнулись :). Стали запихивать вел с багажное отделение, но это было непросто. Краем глаза заметил такую картину: Миша открыл соседнее купе и тихо так спросив себе под нос: "простите, здесь свободно", стал заносить мегарюкзак. Поезд действительно стоял очень не долго. Куда же девать велы. На удивление, проводница согласилось, чтобы мы поставили байки с нерабочий тамбур, что мы тут же и сделали, очень удобно и никому не мешает. Залезли на полки и вырубились - ведь не спали почти двое суток. Ну вот, в общем-то и все. Были небольшие траблы с ревизорами и ментами на Ладожском вокзале, но они успешно решились. В 23.55 были в городе, в 00.40 я был уже дома. Для справки: связь появилась в Беломорске, до этого нигде не было после Вологды.

Пробег: 29,5

Итоги:

Цели похода выполнены на 100%, несмотря на то, что предполагалось проехать намного больше. Но это только подстегнет нас на новые походы в эти прекрасные места. И еще хочется сказать, что я еще раз убедился, что хорошо подготовленная группа опытных туристов может очень многое, иногда практически невозможное. И что без оптимизма и юмора в таких походах делать нечего.

Трек маршрута (примерный):

Кликните, чтобы увеличить

Тест-драйв велосипеда и снаряжения в этом походе:

Скоро напишу

DenisDNS

Первый велосипедный журнал Санкт-Петербурга